Полный анализ стихотворения Блока "Россия"

0
0

Ни один анализ литературного произведения не может быть сделан без знания реалий, окружавших автора в его частной жизни, без понимания предпосылок к возникновению лирических образов, послуживших вдохновению поэта. Проникновение в замысел - начало познания. Анализ стихотворения Блока "Россия" тоже начнётся с этого.

Ближайшее окружение

Что же происходило с поэтом такое странное, полное предчувствий, неясных намёков, иносказаний в первом десятилетии двадцатого века? Он уже пережил одну революцию, полюбил две Любови (Менделееву и Дельмас), встретил тёплый и талантливый круг символистов, ставших его верными друзьями. Много лет перед написанием этого стихотворения ему улыбались музы: он стал известным поэтом, профессионалом, даже платоновский мир идей ему, казалось бы, покорился. Насколько интереснее становится анализ стихотворения Блока "Россия", история создания которого раскрывается перед читателем.

анализ стихотворения блока россия

Одна за другой выходили его книги. Тема любви к Прекрасной Даме тесно сплеталась с любовью к России настолько, что иногда невозможно было разделить их в поэтической ткани. Скорее всего, Россия и была для Блока той самой Незнакомкой, что дышала туманами, где веяли древними поверьями упругие шелка, траур перьев на шляпе и узкая рука в кольцах. Долго и много он писал о России иносказательно: невеста, жена, мать - все они были поэту Родиной.

Примеры мастерства

Анализ стихотворения Блока "Россия" после всего вышесказанного приобретает особый характер, ведь здесь нет ни мистики, казалось бы, ни иносказаний. Но, перечитывая каждую строку медленно, обдумывая каждое слово, можно понять главное: и мистика здесь есть, а уж иносказаний более, чем в стихах о Незнакомке.

В первом катрене ясно слышится аллюзия на поэтичнейшее гоголевское "Эх, птица-тройка!": в строках Блока треплются три стёртые шлеи, спицы расписные вязнут в разбитой дороге (расхлябанные колеи). Даже пересказывая стихотворение прозой, видишь ту же самую картину: необгонимая тройка понеслась.

анализ стихотворения блока россия средства выразительности

Это ли не аллюзия? Именно с нее начинается анализ стихотворения Блока "Россия". Средства выразительности, использованные автором, аллюзиями, разумеется, не исчерпываются: здесь, в коротком стихотворении, присутствуют чуть ли не все виды тропов.

Например, Блок напоминает нам о каких-то золотых годах (напоминает, потому что употребил слово "опять"). Золотые годы, золотой век. Может быть, автор отсылает нас к времени Пушкина.

Второй катрен: нищая Россия, серые избы, ветровые песни и любовь. Сразу вспоминается Лермонтов со странной любовью к Отчизне. Это очень характерно и для русской поэзии вообще, и для русского человека в частности - любить вопреки.

За что любить Родину

Чтобы сделать полный анализ стихотворения Блока "Россия", нужно двигаться именно так, почти наощупь, словно в темноте, потому что здесь образ России не менее укрыт тайной, чем образ Незнакомки в упругих шелках.

александр блок анализ стихотворения россия

Александр Александрович Блок написал это стихотворение 18 октября 1907 года, когда осень уже почти потеряла свою "разбойную красу". Именно в этот период поэтом создавался цикл стихов под названием "Родина", который вошёл в третий том "Трилогии вочеловечения".

Переосмысление

Первейший, самый жизненный вопрос - стихи о России. Блок постепенно осознавал важность этой темы для своего творчества. Он даже сознавался, что все его стихи - о России, а вовсе не о женщинах, что он решил посвятить Родине всю свою жизнь. Анализ стихотворения Блока "Россия" целиком и полностью подтверждает эти слова.

Первая публикация была более упрощённой, хотя четверостиший впоследствии поуменьшилось. Поэт переосмыслил свои ощущения и перестал заземляться в попытках ответа на вопрос, за что же можно любить эту нищую Родину, которая никогда тебя не приголубит и ничем не порадует.

анализ стихотворения блока россия история создания

Блок подумал и во второй редакции убрал всё, что касалось обетованной щедрости родного края и богатств, лежащих в недрах. Потому что родину он любил не за что-то, даже не за красоту, а просто так, просто потому что Родина: разбойная краса, бессмертная, непропадающая, с мгновенным строгим староверческим взглядом (платок до бровей), полным возможной невозможности. Вот такая должна быть любовь. Очень мудр поэт Александр Блок. Анализ стихотворения "Россия" настолько же труден по этой причине.

Россия была ему суждена

Любить за богатство, говорят, легче. Но любовь ли это? Не расчёт ли? Анализ лирического стихотворения Блока "Россия" показывает, что для поэта не важны причины, по которым появляется любовь. Она просто есть, пусть в нищете, даже в унижении, обманутая и оскорблённая. Свет любви озаряет и наполняет смыслом всё, на что падают его лучи: смыслом и красотой.

анализ стихотворения блока россия метафоры

Как слёзы первой любви - серые избы. До 1917 года была другая орфография: как слезы (не слёзы) первыя любви. И ещё необходимо разобрать подробно фразу последнего катрена, не слишком понятная современности: тоской острожной звенит глухая песня. Что за оксюморон? Тенор был у ямщика или бас-профундо?

Стилистические приёмы

Необходимо быть исследователем, чтобы осилить анализ стихотворения Блока "Россия". Метафоры здесь звенят, как комариный рой на рассветной рыбалке. Рассмотрим эти две строки внимательнее. Словесный ряд раскрывается в широкую живописную картину: звон, тоска, острог, глухая песня, ямщик.

Так и хочется воскликнуть: глухомань! А ямщик наверняка поёт хорошо, иначе в стихотворении музыка бы не звучала, и картина не вставала бы перед глазами так ярко. И ещё одна ассоциация в третьем катрене: нести свой крест. Что значит - покориться судьбе, смириться, верить Богу, Он спасёт, поможет, выведет. А тут поэт не просто покорился, он так глубоко верит, что бережно несёт свой крест.

Слияние образов

Все помнят знаменитый плакат "Родина-мать". Традиция таких ассоциаций уходит очень глубоко в древность. Образ Родины и образ матери необыкновенно близки и понятны друг другу, практически они тождественны. В лирике Блока торных дорог нет. Образ Родины у него редко ассоциируется с образом матери. Для него Родина - жена.

полный анализ стихотворения блока россия

Как было сказано чуть выше, Блок крепко подружился с символистами. Именно у них поэт научился видеть Родину так. А они научились у Владимира Соловьёва - философа, чья идея Вечной Женственности вдохновила не одно поколение поэтической молодёжи. У Блока Россия такая, какая есть. Она единственная вечная жена, которую неизбежно придётся любить, пусть горько, но самоотверженно, с предчувствиями трагических событий, пророчествуя об этом с уверенностью, что всё окончится хорошо.

Невозможное возможно

Наибольшая притягательность этого стихотворения в том, что образ России не прямолинеен, он широкий, многоплановый. Внешние серость, расхлябанность, нищета и огромная внутренняя сила в строках, которые равны бессмертию. Невозможное возможно. Сколько веры в чудо, в мощнейший скрытый потенциал, в духовное откровение. Тоже аллюзия: Тютчев, "Умом Россию не понять..."

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Средства художественной выразительности используются самые разные: разбойная краса, годы золотые (эпитеты); как слезы первыя любви (сравнение), никакой инверсии здесь быть не может.

Образом дороги, который окольцевал это произведение, можно закончить анализ стихотворения Блока "Россия". Кольцевая композиция - очень понятный символ: вечное движение. Россия не свернёт с пути и не остановится.

Ненужное дополнение

Анализ стихотворения Блока "Россия", средства выразительности в котором многообразны, нужно закончить именно указав тропы и стилистические фигуры. Начнём.

Тропы - неожиданные повороты в речи, обороты в переносном значении, иносказания.

В этом стихотворении, как уже было отмечено, их масса. Наиболее яркий из тропов - аллюзия. Это намёки на определённые общеизвестные, вполне реальные факты, где связь между предметами (сказанным и подразумевающимся) очень тесна.

Без метафор речи не бывает, тем более поэтической: шлеи пресловутые треплются, или тёмные личности, у которых кипит работа. Искать метафоры у Блока - всё равно что изюминку в мешке с изюмом.

Метонимию можно поискать (забота затуманит). Да и на каждом шагу в этом стихотворении можно о метонимию спотыкаться. Фразеологизмы настолько заполонили язык, настолько стали расхожими выражениями, что размечать метафоры и метонимии в стихах Блока - просто переписать слова. Это же касается и олицетворения.

Синекдохи здесь, пожалуй, нет, а вот аллегории - сколько угодно. Россия - дева, плат узорный.

Анафора с антитезой до этого стихотворения, к счастью, не добрались. Даже любимое Блоком бессоюзие здесь не поместилось: "Ночь.Улица. Фонарь. Аптека". И снова треплются шлеи. Нет бессоюзия, как и многосоюзия. Очень простым языком написано стихотворение.

Градация не явная. Стремление к кульминации есть в каждом произведении, даже в прозаическом. Отсутствие инверсии и присутствие закольцованности уже отмечалось. Оксюморона хоть и нет в этом стихотворении, но упомянут был.