Матрица БКГ: суть и простота в применении

0
0

Созданная Бостонской консалтинговой группой, матрица БКГ до сих пор служит эффективным инструментом маркетингового анализа продукта или бренда в современных рыночных условиях. Данный инструмент используется в стратегическом маркетинге, в частности в разделе планирования. 

Что из себя представляет матрица и для чего она нужна?

Матрица БКГ позволяет компании определить жизненный цикл собственного продукта и его положение на рынке. На основе анализа жизненного цикла товара, а также занимаемой им доли на рынке, разрабатывается соответствующее стратегическое поведение фирмы. Итак, матрица БКГ представляет собой график в виде двух осей. Вертикальная ось отражает показатели роста или спада рынка, а горизонтальная – объем доли рынка того или иного продукта или услуги. В зависимости от этих показателей можно выделить такие стадии жизненного цикла товара:

матрица бкг

  1. «Трудные дети» - обозначается группа товаров, которые обладают маленькой долей рынка, но при этом имеют быстрый рост. Эта группа располагается в верхнем правом квадрате. Такое положение группы товаров в матрице БКГ означает, что у данного продукта большие перспективы в будущем, но поскольку доля рынка этих товаров мала, то требуются денежные вливания в стимулировании расширения рынка сбыта этого товара. Обычно в таких случаях у компании два пути: или вкладывать инвестиции в перспективный проект, или же сворачивать его. 
  2. «Звезды» - группа товаров, имеющих высокие темпы роста, а также высокую долю рынка. Такие товары можно назвать лидерами, поскольку они обладают высокой конкурентоспособностью и приносят компании большую долю дохода. В данном случае нужно иметь точный выбор сегмента рынка, чтобы направить все усилия на удержание лидерских позиций продукта.
    выбор сегмента рынка
  3. «Дойные коровы» - группа продуктов, обладающих низким приростом доли рынка, но при этом имеющих достаточно большую долю рынка. Можно сказать, что это лакомый кусочек для компании, поскольку «дойные коровы» приносят дохода больше, чем от них ожидается. Благодаря сверхприбыли от «дойных коров» компания может позволить себе вкладывать деньги в новые направления бизнеса.
  4. «Собаки» - группа товаров-аутсайдеров, которые имеют низкие темпы роста, а также низкую долю рынка. Данная линейка товаров с трудом окупает себя, и поэтому лучшей стратегией будет прекращение производства «мертвой» группы товаров.

Подводим итоги

сегментация рынка образовательных услуг
Как мы видим, матрица БКГ достаточно проста и доступна в практическом применении. Следует помнить, что сама матрица носит рекомендательный характер, поскольку содержит в себе и недостатки. Так, например, при использовании матрицы невозможна сегментация рынка образовательных услуг, поскольку матрица не включает в себя анализ и сравнение с конкурентами. Также матрица не позволяет спрогнозировать дальнейшее поведение товара на рынке и другие нюансы, поэтому использование матрицы БКГ может носить только консультационный характер, а направления стратегического развития фирмы лучше определять, используя несколько маркетинговых инструментов.