Модернизм в литературе - дедушка гламура

0
0

Модернизм (в переводе с французского - "новейший") - направление в искусстве начала двадцатого века - как понятие и эстетическая концепция обозначает все новые явления, появляющиеся в литературе и искусстве. Основоположники направления - Пруст, Джойс, Кафка. Главной задачей модернизм в литературе ставит движение мысли и памяти в глубинах подсознания, запечатления мгновений жизни, преломляющих и связующих настоящее с прошлым и будущим. Основной приём - "поток сознания". Модернизм воздействовал на литературный процесс довольно заметно, но полностью каноническим и тем более классическим стать ему, естественно, не удалось. Реализм продолжил своё развитие, и влияние его на литературу по сей день является всеобъемлющим. Модернизм в живописи расслаивается на несколько основополагающих сегментов: импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, позже - сюрреализм, дадаизм и так далее, каждый из которых достоин отдельной и не такой маленькой статьи.

Культурная ситуация двадцатого века

модернизм в литературе

С самого начала прошлого века искусство начинает восприниматься несколько обобщенно, приземлённо, крен от классической линии становится всё более заметным и зачастую невозвратным. Сама литература трактуется настолько широко, что по большей части уже не имеет права называться литературой. Скажем, что итог развития модернизма в постмодетнизм и постпостмодернизм привёл к тому, что через самое короткое время стали издаваться литературные журналы с рубриками культурологического плана: о том, где, с кем и как прогуляться, заняться любовью, во что одеться, какие вырастить цветочки на балконе и так далее. А прошёл всего лишь век, да и то не полностью... Если обыденность стала философско-эстетической категорией, естественно появление эстетизации в философии, дисгармония в музыке, отсутствие фигуративности и асимметрия в живописи, абсурд в литературе, театре и кинематографе. С другой стороны, начинание обещало быть благим (а все помнят, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями). Первый (высокий) модернизм в литературе стал классикой двадцатого века. Но тенденция - не что иное, как тупик. Принцип асистематичности, эклектика, расшатывающая весь понятийный аппарат норм классической эстетики, канон в отсутствии канона - всё это никак не может направить творчество на созидание высокой личности, скорее, наоборот.

Эстетические нормы и их попрание

модернизм и постмодернизм

Модернизм и постмодернизм отличаются друг от друга только мерой внедрения новых мироощущений. Без догмы, без жёсткости концептуальных построений неминуема деконструкция, вхождение в лабиринт бессмысленности. Постмодернизм пытается вернуть "красоту как реальность" через повествовательность, возвращение фабулы, мелодизм слога. Но пристальное изучение безобразного приручает и эстетизирует, размывает все отличительные признаки. Всё с ног на голову - теперь вряд ли возможно отличить добро от зла и хорошее от плохого, границы стёрты. Всё возвышенное подменилось удивительным, а трагическое стало парадоксальным, комическое выродилось в иронию и воздвигло её на пьедестал основного смысла произведений большей части искусств. Языковая структура бессознательности, потоки либидо, механичность производства желаний - вот что поставил модернизм в литературе центром системы представлений. Субъект перестал быть источником творчества. Вместо него утвердилось безличное, экуменическое понимание литературы - единый бесконечный текст, часто созданный совокупными творцами.

Дестабилизация классической системы

модернизм в живописи

Эклектика порождает гипертрофированность, избыточность изобразительных средств и художественных приёмов, процветает полистилистика, цитатность. Модернизм и постмодернизм попрали классическую систему эстетики: никакой оценочности, дидактичности, просветительства. Сплошная толерантность и стремительное впадение в примитив массовой культуры, периферийность - китч, кэмп и так далее. Стираются грани между видами, жанрами искусств, развивается тенденция синтезации. Развитие и доступность техники (компьютерной в том числе) низложили оригинальность творчества, чистоту искусства, индивидуальность процесса созидания. Писатели стали по большей части дизайнерами своих текстов. Умы занимают симулякр, метаязык, интертекстуальность контекста. Это касается и художественной, и культурной, и научной, и исторической, и религиозной составляющей искусства.

Признаки неклассичности постмодернизма

Постмодернизм обжил такие сферы, далёкие от традиций, как неклассическая наука, феминизм, экология. Появляются и расцветают политизированный соцарт, литературоцентризм, стёб, чернуха с порнухой, мистификации, римейки и так далее. Отдельной строкой как эталон бездуховности располагается гламур: весь такой розовенький и со стразиками. Литература зачастую мутировала в нечто неприглядное. Хотя стремление включить в поток современности громадный опыт всемирной литературы похвален, но способ, избранный для этой цели, явно издевательский. Это либо ироничное цитирование, либо реинтерпретация. Освоение хаоса игрой, превращение культуры в среду обитания не утратившими привычки свинячить. А вот наоборот - привнесения культуры в среду обитания пока не наблюдается. Даже убийство стало актом неокончательным в связи с игровой виртуализацией повседневной жизни, и отношение общества к акту необратимого ущерба стало по большей части толерантным. А столпы, породившие модернизм в литературе, были весьма мощны, высоконравственны и поистине гениально привели современное искусство в тупик бездуховности.