Серебряный век русской культуры: на Парнасе глубокой духовности

Философия русской души

Серебряный век русской культуры в силу некоторых причин оказался удивительно короток, но он успел оставить глубочайший след в литературе, искусстве и философии. Его продолжительность была меньше четверти столетия: с 1900 по 1922 год. Русская культура, в отличие от многочисленных европейских, характеризуется внутренними противоречиями и неоднородностью. Практически на всех стадиях становления она характеризовалась сочетанием стремлений к гармонии и порядку со взаимоисключающим наложением различных смыслов, тяготений и тенденций, что приводило к некоторой ее хаотичности и определенному дисбалансу. Подчас создается такое впечатление, что на протяжении всей русской истории хаос с порядком, гармония с распадом не просто соседствуют, развиваясь параллельными путями, а переплетаются в какой-то причудливый и замысловатый клубок внутренних противоречий. И в этом есть глубокая философия русской души.

Серебряный век русской культуры

На узких перекрестках истории

Подобные противоречивые тенденции и метания русской души особенно ярко проявляют себя в периоды общественной и политической смуты, нестабильности. Так было во времена татаро-монгольского ига, в век Петровских преобразований, в разгар русского Просвещения. Первая половина двадцатого века в России, отличавшаяся исключительной взрывоопасностью и большим количеством социальных потрясений, органично вплетается в этот ряд. Каждое десятилетие этого периода представляло собой адскую смесь гармонии с хаосом, восторженности радужных иллюзий с безнадежным отчаянием, небывалого энтузиазма с решимостью обреченных.

Духовные основы и ценностные ориентиры русской культуры

На таком духовном фоне просто не мог не возникнуть Серебряный век русской культуры. Эта короткая, но чрезвычайно насыщенная событиями эпоха породила целую плеяду выдающихся литераторов, музыкантов, философов и художников. Серебряный век русской культуры вобрал в себя, главным образом, два основополагающих духовных направления: религиозно-философское возрождение, больше известное под определением «богоискательство», и русский модернизм, охвативший течения символизма и акмеизма. Особенность и социальное значение этой эпохи заключаются в том, что отечественные деятели культуры первыми осознали пагубность развития, которое базируется на бездуховности, безрелигиозности, одностороннем рационализме. Серебряный век русской культуры предложил обществу совсем иные ценностные ориентиры, духовным проводником которых был выдающийся религиозный философ и поэт В. С. Соловьев. Западный мир пришел к пониманию таких простых истин гораздо позже. Ему понадобилась хорошая встряска тридцатых–сороковых годов.

Серебряный век в литературе

Пророческий рожок Соловьева

Вячеслав Иванов – русский поэт и философ – назвал В. С. Соловьева пророком Града Божьего, ведь тот обратил прогрессивную философскую и общественную мысли к вопросам веры. А Николай Бердяев неустанно подчеркивал пророческий смысл творчества Соловьева. Об этом твердили и крупнейшие русские литераторы, и деятели искусства начала двадцатого столетия. Духовная жизнь Серебряного века зародилась и развивалась во многом благодаря этому русскому гению. Именно на рубеже веков громкое звучание пророческого рожка В. С. Соловьева было услышано большей частью деятелей культуры. К сожалению, он умер в 1900 году и уже не застал эпоху великого русского духовного возрождения, катализатором которого он, по сути, являлся.

Своим путем

Особенно ярко и бурно Серебряный век проявился в русской литературе, которая всегда отличалась высоким духовным началом и служила на протяжении веков неким ценностным ориентиром всего общества. С легкой руки издателя журнала «Аполлон» К. С. Маковского определением «Серебряный век в литературе» стали именовать период ее расцвета в первые два десятилетия двадцатого века, когда на литературной арене стремительно сменялись представители символизма, акмеизма и футуризма. Как-то так получилось, что творчество Куприна, Горького, Бунина и множества других поэтов и писателей осталось за рамками Серебряного века, хотя все они без сомнения являлись славой русской литературы данной эпохи. А она всегда шла собственным историческим путем. Поэтому русская литература настолько отличается от литературы других европейских стран.

Духовная жизнь серебряного века«Ветер из пустыни»

Дело в том, что Серебряный век в литературе вызвал негативное отношение целой группы известных писателей и поэтов. Декадентство в представлении, например, Горького было явлением чрезвычайно вредным и антиобщественным. А Иван Бунин сравнивал приход этого поколения литераторов с большим и разрушительным ветром из пустыни. Также он утверждал, что способности практически всех новаторов находятся на довольно низком уровне, что они порочны по своей природе, смешаны со лживым, пошлым и спекулятивным угодничеством толпе, с бесстыдной жаждой славы и скандалов. Не следует забывать, что все эти высказывания сделаны в Советской России, и можно лишь догадываться, в какой пропорции в них находится истинное отношение с желанием показать свою лояльность новой власти…

Особенности Серебряного века

Само понятие «Серебряного века» появилось только тогда, когда все крупнейшие деятели данных культурной и литературной школ ушли из жизни. Их современники предпочитали пользоваться другими терминами, один из которых «модернизм». Это определение достаточно точно передавало идеи той эпохи относительно создания новой альтернативной литературы по отношению к классической, которую многие представители модернизма совершенно не принимали. А символисты своими острыми статьями и многочисленными научными исследованиями в значительной степени поспособствовали утверждению Пушкина в качестве поэта национального значения. В 1922 году Ленин подготовил список деятелей искусства и литературы, которые подлежали высылке из страны…Так закончился русский Серебряный век.