Верлибр - что это? Свободный стих

0
0

Тема верлибра даже сегодня остаётся малоизученной в русской филологии. Дискуссии, касающиеся этой необычной формы стихосложения, практически не стихают. Свободных стих, как ещё называют верлибр, до сих пор не имеет чёткого определения. И это несмотря на то, что он имеет более чем вековую историю и тот факт, что к этой форме обращались практически все известные поэты прошлого столетия! Предлагаем поговорить о том, что это – верлибр, как появилась эта форма, какие изменения претерпела. Кроме того, мы дадим несколько советов о том, как написать такое стихотворение.

верлибр что это

Определение

Для того чтобы понять значение существительного «верлибр», нужно обратиться к словарю. Слово это пришло в русский язык из французского, vers libre можно перевести как «свободное стихотворение». Если заглянуть в "Словарь культуры XX века", составленный В. Рудневым, можно узнать, что такое верлибр – так называется форма метрической композиции.

История появления

Следует отметить, что такая стихотворная форма, как верлибр, могла появиться только в той стране, где система стихосложения достигла пика своего развития. В XIX веке такими государствами были Франция и Германия, а в начале XX – Англия и Россия.

Сам термин «верлибр» в европейской поэзии появился благодаря английскому поэту и писателю Ричарду Олдингтону и сторонникам литературного течения под названием «имажинизм». В 1914 году Олдингтон назвал этим словом творчество таких имажистов, как Ф. Флинт, Х. Дулитл, Т. Хьюм и Э. Паунд. Кроме того, Ричард отметил, что верлибр – это не просто стихотворение без чёткой рифмы. Он назвал этот вид сложения стихов наивысшей формой поэзии. Верлибр, утверждал Олдингтон, позволяет автору передать словами все свои чувства.

Однако следует отметить, что очень похожие на верлибр произведения были написаны куда раньше. Например, «Слово о полку Игореве» - достойный пример верлибра. Да и другие древние русские былины были изложены именно в этой форме. Широко представлен свободный стих даже в молитвословной литературе русского народа и Библии! Именно библейские заповеди можно назвать классикой свободного стиха. Ещё один пример верлибра – сборник псалмов, переведенных с иврита А. Сумароковым, опубликованный в 1747 году.

свободный стих

Популярность в западной поэзии

Благодаря французским символистам и немецким предромантикам, верлибр в XX веке стал главным методом сложения стихов в западной поэзии. Он практически вытеснил привычный силлабо-тонический стих. Объяснить такую популярность этой формы просто: дело в том, что европейские языки можно отнести к аналитическим языкам. Главное их отличие от языков синтетических заключается в бедности флексий (окончаний, суффиксов). Проще говоря, рифмовать на аналитических языках гораздо сложнее.

Ещё одним фактором, который привёл к переходу от рифмованных стихов к верлибру, можно назвать социальные причины. Так, основоположник верлибра Уолт Уитмен, утверждал: для своих идей – зачастую революционных и нестандартных – ему нужна и революционная форма стихосложения. Свободный стих подходит для этого как нельзя лучше – он избавлен от излишней вычурности и нарочитой красивости, не следует суровым поэтическим правилам, а потому дарит поэту новые возможности!

Верлибр в России

Конечно, такая форма метрической композиции, как верлибр, имеет очень глубокие корни в русской поэзии. Но следует отличать стихи того времени от современного верлибра. Главное их отличие заключается в том, что современный стих появился на базе развитой стихотворной системы, в то время как фольклорный стих (называемый некоторыми исследователями «предверлибром») возник до формирования канонов и традиций стихосложения.

Изначально этот тип стихосложения был просто подражанием поэтов-переводчиков западным коллегам. В XIX веке такие стихи писали Тургенев и Фет. Подражанием принято считать и стихи Бальмонта и Брюсова. Первыми «чистыми» современными верлибрами можно считать стихи поэтов Серебряного века – Сологуба и Гиппиус, Цветаевой и Блока... Почти все поэты XX века использовали эту уникальную форму стихосложения.

Однако период расцвета верлибра был недолог: в 30-х годах прошлого столетия его окрестили «результатом разложения загнивающего искусства буржуазии», верлибристов перестали печатать.

белый стих

Верлибр: поэзия оттепели

Вернулась стихотворная форма в 50-х годах. В период оттепели верлибры вновь начали печатать. Экспериментировали с ним многие молодые авторы – Б. Окуджава, А. Галич и другие, но самым удивительным было внимание к свободному стихотворению таких мэтров, как А. Вознесенский, К. Симонов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. Однако повальная мода на верлибр в русской литературе началась в 1980-90-х. Стихи без рифмы появились на страницах газет и журналов, в альманахах и поэтических сборниках. Один из самых известных сборников стихов этого типа вышел в 1991 году. Составителем «Антологии русского верлибра» был Карен Джангиров, маэстро свободного стихосложения. Он собрал под одной обложкой литературные эксперименты современных поэтов России.

Литературный раскол

Ещё один интересный факт о верлибре: в середине прошлого века в литературном мире произошёл самый настоящий раскол! Поэты разделились на два противоборствующих лагеря. Одни были сторонниками этого типа стихосложения, другие – противниками. Но в конце концов даже приверженцы традиционных форм обратились к верлибру, чтобы донести до читателей свои идеи.

Особенности верлибра

Можно сказать, что верлибр – это стихотворение, которое неподвластно канонам литературы. Для него характерны частичное или полное отсутствие рифмы, изотонии, строфики и метра. Кроме того, здесь не действует принцип равенства строк. Но при этом свободный стих имеет следующие признаки стихотворения:

Но далеко не все верлибры пишутся без ритма и рифмы. Нередко поэты-верлибристы используют принцип созвучия.

стих без рифмы

Виды верлибра

Принято различать несколько видов этой стихотворной формы. Предлагаем познакомиться с ними.

  1. Белый стих. Он может быть как нерифмованным, так и рифмованным лишь частично. У такого стихотворения всегда имеется чёткий размер, который очень легко определить.
  2. Ударный (акцентный) стих. В отличие от белого, этот вид верлибра не имеет ритма, который можно было бы проследить. Однако количество ударных слогов в каждой строчке акцентного стиха всегда фиксировано.
  3. Вольный стих. Второе его название – басенный стих. Именно им написаны практически все басни Крылова. Вольный стих может быть как нерифмованным, так и рифмованным. Ещё один вариант – строение стиха на созвучиях. Главное условие, которое должен выполнять поэт, - непостоянство ритма.

Исследования Юрия Орлицкого

Один из исследователей этой нестандартной формы стихосложения – Юрий Орлицкий – предлагает и дополнительное разделение верлибра. Например, на западный и восточный. В своих работах он пишет: западный верлибр отличается большим объёмом, индуктивностью и эпичностью; восточный же крайне лаконичен, стремится к минимализму. Ещё, говорит исследователь, можно разделить верлибры на «чистые» и «метрические».

Есть и ещё одна теория, которая предлагает разделить стихи-верлибры на усложнённые и упрощённые. Первые характеризуются использованием различных приёмов и фигур: внутренних рифм, анаграмматических кодов, лексического параллелизма. Упрощённые являются простыми разбитыми на строки художественными зарисовками, которые не содержат поэтических приёмов.

тип стихосложения

Преимущества верлибра

Сегодня литературные критики в один голос утверждают – писать поэтичные и одновременно содержательные верлибры могут только поэты, наделённые исключительным даром и виртуозно владеющие языком. Конечно, работа над верлибром сложна, но в то же время писать стихи без ритма и рифмы куда интереснее. Необходимость рифмовать строки отпадает, не нужно соблюдать размер строф. Благодаря тому, что верлибр – это полный отказ от поэтических условностей, автор может создать удивительное поэтическое полотно, полное переживаний, чувств и смыслов.

Мифы

Вокруг этой формы сложения стихов существует немало мифов. Вот основные заблуждения:

  1. Верлибр является поэтической прозой или вообще прозаическим текстом, записанным в столбик. Так считают люди, знакомые со школьной программой литературы. На самом деле поэзия – это нечто большее, чем просто ритм и созвучия. Это особый взгляд на окружающий мир, умение передавать эмоции и чувства. Поэтому качественный верлибр – это поэзия в чистом виде.
  2. Нередко знак равенства ставят между верлибром и белым стихом. Это неверно: белый стих считается лишь одной из трёх разновидностей верлибра.
  3. Написать верлибр может даже человек, далёкий от поэзии, ведь ему не придётся соблюдать определённые нормы. Это в корне неверное убеждение. На самом деле сотворить поэтический шедевр может далеко не каждый. Давно известно: порой красота силлабо-тонического стихотворения, его выверенные рифмы и музыкальность позволяют скрыть недостаток смысла. Лишённый «украшений» верлибр – это точные мысли, голые метафоры.
  4. Ещё один миф говорит – верлибр не является стихотворением. Но стих без рифмы имеет те же особенности, что и привычные читателям стихотворения: он делится на строки, каждая строка начинается с заглавной буквы. Кстати, литературные критики говорят, что главное достоинство верлибра – его повествовательность и доверительность. И рекомендуют читать такие стихи в одиночестве.

верлибр примеры стихов

Верлибр: примеры стихов

Великолепные верлибры вышли из-под пера Марины Ивановны Цветаевой. Отдельно стоит отметить цикл 1916 года «Голуби реют серебряные». Но самый известный верлибр поэтессы – чувственный, беззащитный и нежный стих «Я бы хотела жить с вами»:

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили.

Не менее ёмкие верлибры писал и Владимир Петрович Бурич – теоретик и пропагандист этой стихотворной формы:

Человечество

непотопляемое судно

Пять миллиардов

отсеков

надежды.

Королева русской поэзии Анна Ахматова также обращалась к форме верлибра. Именно верлибром написана глава из её тяжёлой поэмы «Реквием». Стихи, лишённые рифмы и изысков, смогли максимально точно передать те страшные события.

Чтобы познакомиться с поэтами-верлибристами, стоит прочесть «Антологию русского верлибра», заново перечитать сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Александра Блока и других поэтов Серебряного века.

антология русского верлибра

Как написать верлибр?

Литературоведы шутят – верлибрист похож на сапёра: он просто не имеет права на ошибку. Так как же написать хороший свободный стих?

  1. Первое правило – минимализм. Верлибр должен быть лаконичным, коротким. При этом важно, чтобы он нёс в себе смысловую нагрузку.
  2. Человек, решивший написать верлибр, должен в совершенстве владеть наукой рифмования стихов. Без знания азов поэзии не стоит браться за свободный стих.
  3. Главный секрет хорошего верлибра – его филигранность, тонкость и смысл. Стихотворение может быть остроумным, построенным на игре слов, может даже напоминать афоризм. Но ни в коем случае нельзя создавать описательные верлибры – для этого японцы придумали хокку!