Методы научного познания: от ощущений к глубокому пониманию мира

В современном мире наука стала основной формой познания реальности для людей. Так было далеко не всегда. На протяжении длительного периода истории рационализм был зажат жесткой системой религиозных догматов и авторитарной власти: в методы научного познанияобществах Востока и Запада, Китая и Индии, христианской Европы и мусульманского Востока. Наиболее верным путем познания для всех этих социальных систем считались духовные практики. В настоящее время методы научного познания предполагают критический подход к рассмотрению любых идей и теорий, четкую систематизацию его структуры, объективный взгляд на факты. Они направлены не просто на максимально широкое и адекватное отображение свойств окружающего мира, природы, экосистем, общества и так далее, но и на построение единой непротиворечивой концепции, способной объяснить все процессы в рамках науки. Именно это всестороннее объяснение, способность предсказывать будущее развитие ситуации на основании фактов, а также понимание того, как возможно повлиять на это развитие, и является конечной целью любой современной науки.

Структура и методы научного познания

структура и методы научного познанияВ этой системе выделяют два основных уровня: эмпирический и теоретический. Они тесно связаны между собой и одинаково важны, поскольку образуют в определенном смысле два столпа науки. Каждый из них имеет собственные методы научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей первого является максимально точное описание явлений и предметов как установленных фактов. Теоретический уровень является своего рода надстройкой, где обобщается, систематизируется вся собранная информация, создаются теории и гипотезы, выстраиваются закономерности.

Эмпирические методы научного познания

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент.
  3. Измерение.
  4. Сравнения.

Теоретические методы научного познания

Они являются следующим этапом. Здесь изучение опирается на установленные в ходе эмпирического познания факты. Теоретические методы научного познания являются более тонкими, поэтому требуют некоторых пояснений.

  • Анализ. Первичное осмысление установленных на предыдущем уровне фактов. Мысленное обозначение их свойств, особенностей, признаков.
  • Синтез. Объединение аналитических выводов в единую картину о явлении.
  • Абстрагирование. Более детальное изучение отдельных свойств предмета или процесса (цвет, скорость и так далее), отвлеченное при этом от цельной картины.
  • Классификация. Объединение процессов или фактов с другими, сходными по определенным признакам.
  • Формализация. Изображение объекта или явления на языке науки. Например, в эмпирические методы научного познанияфизических формулах или экономических понятиях.
  • Моделирование. Создание искусственного процесса или объекта, аналогичного изучаемому.
  • Идеализация. На этом этапе возникают теоретические объекты или явления, которые не были обнаружены эмпирическим путем, однако могут или должны существовать в реальности. Так долгое время было с некоторыми элементами периодической таблицы Менделеева.
  • Дедукция. Движение от общих понятий к частному ответу.
  • Индукция. Движение от частного к общим утверждениям.