Основные методы социологии

Методы социологии

Методы социологии - приемы познания, которые помогают сформировать закономерности общественного развития; совокупность способов математического измерения социальной реальности, определение закономерностей развития и описания социальных процессов, проходящих на локальном пространстве в определенный промежуток времени.

Общая характеристика методов

Методы социологии можно разделить на два типа:

- общенаучные – описание, индукция, дедукция, системный подход и т.д.;

- специальные (методы социологии как науки). К ним обычно относят опросы, включенное наблюдение, анализ документов, практический эксперимент, холл-тест, социометрические методики.

Специальные методы

Подробно остановимся на специальных методах социологии. К таковым относят:

- массовый опрос населения, который представляет собой опрос людей по специально разработанной анкете на основе просчитанной выборки, представляющей весь социально-демографический срез общества. Стандартная выборка фиксирует дифференциацию по таким показателям: пол, возраст, образование, уровень дохода, социальный и профессиональный статус. Опрос проводится либо в форме персонального интервью, когда респондент лично отвечает на вопросы интервьюера, либо анкетирования, при котором опрашиваемый самостоятельно заполняет опросный лист/бланк интервью;

Методы социологии как науки

- включенное наблюдение – методы социологии, предполагающие «включение» исследователя в состав референтной группы, наблюдение и описание социальной активности группы «изнутри». Действия социолога при этом четко соответствуют разработанному сценарию и логике обследования;

- анализ документов – специфические методы социологии, при помощи которых определяются и математически измеряются общественные процессы. Выделяют классический анализ документов, то есть анализ их содержания в соответствии с выделенными критериями. Кроме того, существует и контент-анализ, позволяющий статистическими методиками описать отдельные локальные процессы;

- социологический эксперимент – создание в лабораторных условиях специфической социальной ситуации, которую членам испытуемой группы предлагается решить дозволенными мерами. При этом учитывается специфика самой ситуации, действия членов группы, их жизненная позиция, персональные интересы участников эксперимента. Данный метод применяется достаточно редко и только на добровольной основе;

Методы социологии управления

- фокусированное групповое интервью или фокус-группа – социологические методы, в ходе которых ограниченному количеству лиц (8-12 лет) предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы, зафиксированные в сценарии. Метод неформализованный, ведущий имеет право прибегать к импровизации;

- холл-тест – данный метод предполагает пошаговый опрос респондентов по полуформализованной анкете. Выборка частичная и ограничена размерами референтной группы в 80-120 человек. В зависимости от целей и задач исследования возможны еще более «мягкие» или «жесткие» варианты опросов;

- социометрические методы – определение и измерение уровня социальных связей внутри референтной группы.

Методы социологии управления

В целом эти методы не отличаются от тех, которые применяются в социологической науке. Однако приоритетными считаются холл-тест, социометрия и эксперимент. Иногда применяется экспертный опрос – изучение ситуации на основе обобщенного мнения отдельных специалистов в своей отрасли научного знания.