Пришел Левон-огуречник: что нужно успеть сделать в этот день

0
0

5 июня, согласно народному календарю, отмечается праздник Леона-огуречника. Дата связана с обретением мощей святого, который был ростовским епископом. В этот день принято заниматься хозяйственными делами. Например, 5 июня крестьяне сажали огурцы и коноплю, которая пользовалась популярностью у народа. Считалось, что соблюдение данной традиции обеспечит земледельцу богатый урожай.

История праздника

23 мая 1164 года (согласно старому стилю) в Ростове в процессе выкапывания рвов в храме Пресвятой Богородицы были найдены останки святого Леона.

В старинных источниках не сохранилась информация о дате рождения этого человека. Историки предполагают, что он появился на свет не позже 1050 г. О происхождении святого тоже мало что известно. Одни считают, что Леон родом из Греции, другие предполагают, что епископ был русским. Он принял постриг в Печерской обители, учился у преподобных Феодосия и Антония. В первой половине 11-го века Леона возвели в сан епископа. Святой покинул храм и стал главой Ростовской кафедры.

Причина его смерти неизвестна. Некоторые историки считают, что Леона убили язычники. Идолопоклонники были недовольны тем, что многие под влиянием святого раскаялись и приняли христианство. Есть также предположение о том, что епископ умер от естественных причин. Его останки потерялись при пожаре, но через четыре года мощи все-таки удалось найти.

Традиции, связанные с праздником

День памяти Леона-огуречника, по народным поверьям, – удачное время для посадки культурных растений.

Крестьяне старались завершить эту работу 5 июня. Считалось, что семена, посаженные позже данного срока, не дадут хорошего урожая. Безусловно, в день святого Леона следовало садить огурцы.

Это делали втайне от посторонних. Семена нужно было заговорить, чтобы они дали хороший урожай.

Не только огурцы

День памяти святого Леона называют также конопляником. И это не случайно. Ведь конопля была важной сельскохозяйственной культурой. Это растение, как и огурцы, сажали 5 июня. Растение использовалось для изготовления плотной, крепкой ткани. Такую материю называли "посконь". Из такого материала делали мешки, в которых хранили овощи, например капусту, картофель, а также зерно. Считалось, что одежда, изготовленная из этой ткани, помогает уберечь человека от болезней спины, проблем с кожей и дискомфорта в суставах. Конопля использовалась и в пищевых целях. Семена растения жарили. Масло клали в кашу или обмакивали в нем черный хлеб. Считалось, что этот продукт способен излечить людей от болезней желудка, ожогов, дискомфорта в спине, почках. Кашу из семян конопли, сваренную на молоке, использовали как примочку, избавляющую от следов, оставленных оспой. Кроме того, это средство применялось для улучшения состояния женщин после родов и для стимулирования лактации.

Поверья

В народе считалось, что если рано утром 5 июня, до восхода солнца, по земле ползет туман, следует ожидать ненастья. Большое количество комаров и мошек, напротив, трактовали как признак наступления теплой погоды. Огурцы, посаженные в день памяти святого Леона, согласно приметам, хорошо подходят для засолки и консервирования.

А если 5 июня зацвела рябина, урожай конопли будет непременно богатым. Во время посадки растения крестьяне брали с собой яйца, оставленные с Пасхи (их клали под землю), и свежие, запеченные в скорлупе (ее рассыпали по поверхности поля). Народ верил, что людям, которые появились на свет в этот день, уготована безбедная жизнь. Кроме того, при желании они могут обзавестись многодетной семьей. Камнем-талисманом для таких именинников считается рубин.

Заговоры, обереги

Магические обряды всегда играли в жизни народа важную роль. С их помощью люди старались улучшить свою судьбу, обрести счастье, избежать всяческих болезней и бед. 5 июня было принято проводить ритуал, который позволял девушке стать желанной и пользоваться успехом у представителей сильного пола. Для этого женщины читали заговор над расческой или любым другим предметом, который они все время носили с собой.

В день святого Леона знахари снимали порчу при помощи милостыни. Человек, над которым провели этот страшный магический ритуал, должен был стоять рядом с храмом и просить подаяния, как нищий. После того как добрый прохожий жертвовал деньги, пострадавший от порчи говорил особые слова. И тогда ее действие перемещалось на того, кто подал милостыню. 5 июня перед тем как выйти из дома и отправиться к церкви, человек должен был защитить себя при помощи какого-нибудь оберега и прочитать специальный заговор перед иконами.

Многие приметы, которые существовали у русского народа на протяжении нескольких веков, являлись своеобразным наследием языческой культуры. Они сохранились и после принятия христианства. Однако православная церковь относится к таким поверьям скорее негативно, чем положительно (несмотря на то что такие обряды, как правило, связаны с днями памяти мучеников, святых).

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание