Что не нужно говорить своим детям: 15 вещей

Ни один родитель никогда не признается, что слишком критично относится к своему ребенку. Возможно, потому, что родители часто сами не понимают, как неосторожно брошенное слово или привычка, которую они не замечают, способны негативно повлиять на воспитание детей. Прочтите эти 15 частых замечаний, оцените то, как они могут навредить ребенку, и постарайтесь впредь их избегать.

«Не телись!» («Не тяни резину!»)

Представьте ситуацию, вы спешите, опаздывая на работу, а ребенок не спешит и еще больше вас задерживает. Правда, это замечание первым оказывается на уме, а часто и на языке? Согласно многим детским психологам, эта фраза, особенно высказанная в грубой форме, обижает и расстраивает ребенка, у которого еще не сформировалось чувство времени. Дети лучше всего обучаются жизни не с криками, а с играми. Предложите ребенку собраться до полной готовности наперегонки.

говорить

«Я слишком толстая/толстый!»

Детям не нужно задумываться о критериях приемлемого внешнего вида, для этого у них впереди подростковый возраст. Если вы переживаете по поводу собственного внешнего вида, переживайте в стороне от ребенка – он любит вас за то, что вы мама или папа, а не за фигуру, красоту и модные вещи. Не говорите детям, что от одного вида еды они полнеют, а от другого худеют, даже если для вас это важно. Детям нельзя есть фастфуд потому, что он вредный и нездоровый, а овощи, наоборот – вкусные и полезные.

«Никогда не разговаривай с незнакомцами!»

Незнакомец незнакомцу рознь. Конечно, вы, скорее всего, имеете в виду страшных, чужих дядек, но ваш ребенок не умеет читать мысли, ему необходимо объяснить разницу между людьми, которым можно доверять, и теми, кого стоит опасаться. Все равно когда-нибудь ваш ребенок столкнется один на один с дивным, новым миром. Лучше всего, если он не будет напуган и не уверен, к кому можно обратиться за помощью.

«Не съешь салат, мороженого не получишь!»

Эта фраза никак не мотивирует есть салат, она мотивирует его доесть, причем через силу. Не стоит все время пользоваться этой угрозой, потому что она заставляет детей на подсознательном уровне воспринимать еду невкусной и нежеланной. Лучше попытаться убедить ребенка, что еда ему нравится.

«Выражайся правильно!» («Ты же знаешь это слово!»)

Если ребенок повторил новое слово, это не значит, что он сразу знает, как и когда его использовать. Возможно, он просто забыл, ведь в голове малышей роятся не только новые слова, но и навыки, понятия, правила и впечатления. Вы сами не всегда можете идеально подобрать слово, неужели стоит требовать того же от ребенка? Помогите ему вспомнить слово или попросите объяснить, что именно он имеет в виду.

дети

«Не пролей молоко!»

Это отрицательное побуждение, так же, как «не беги» или «не трогай нож». Они только на первый взгляд кажутся эффективными, а на самом деле путают малыша. Отрицательным побуждением вы показываете ребенку, что не надо делать, обращаете его внимание на именно это действие, но не даете ему альтернативы. Лучше всего использовать положительные команды: «держи стакан крепко», «иди помедленнее» и «положи нож на стол».

«Давай я помогу!»

Если все время помогать своему ребенку, он сочтет это за должное и никогда не научится делать что-либо самостоятельно. Постоянная помощь со стороны лишает детей независимости и творческого мышления, поэтому старайтесь позволить ребенку справиться с делом самостоятельно.

«Можешь хоть всю ночь плакать!»

Очень неверный подход к воспитанию, даже если вы верите в то, что такое отношение сделает ребенка выносливым и независимым. Детский плач, исключая капризы, является признаком не только недовольства, но и дискомфорта. Отказав ребенку в утешении и внимании, вы только усугубите положение.

«Какой ты молодец!» («Какая умничка!»)

Чувство и эмоции, выражаемые этим замечанием, очень полезны для детской самооценки, но не в такой форме. Ребенку важно объяснить, почему вы считаете его поступок или достижение достойным похвалы.

«Сейчас мама (папа) придет на твою голову!»

Во-первых, это замечание говорит о разногласиях родителей в отношении дисциплины и наказаний, во-вторых, заставляет ребенка эмоционально делить родителей на хорошего и плохого. Кому-нибудь хочется, чтобы дома его ждал запуганный малыш? Тактику «плохой/хороший полицейский» на детях лучше не применять.

«Ничего страшного!»

Если ребенок ударился и плачет, может показаться, что эта фраза его обнадежит. Однако это не совсем так. Для малышей каждый удар — это шок, не только болевой, но и эмоциональный, обычно им нужно чуть больше поддержки и внимания.

вещи

«Ты должен быть хорошим примером для младших!»

Старшие дети и без того сталкиваются с ревностью и недостатком внимания, эта фраза заставит их думать, что вся их ценность в способности приглядывать за младшими и быть достойным примером для них же. Заменить это замечание можно фразой: «Так держать! Твой младший брат мечтает вырасти похожим на тебя!»

«Не переживай, тебя это не коснется!»

Когда ребенок видит и слышит новости о войнах, убийствах и терроризме, он беспокоится так же, как и вы, даже не осознавая последствий. Кроме того, он не умеет разделять бедствия на «рядом» и «далеко». Не отметайте его беспокойство, как пустые опасения, лучше обнадежьте тем, что всегда будете рядом.

«Не реви!»

Детские трагедии кажутся взрослым недостойными такой глубокой эмоциональной реакции, но воображение ребенка на пару с его сочувствием, еще не огрубевшим от реального мира, могут превратить даже смерть таракана в повод для горького плача. Лучше узнать причину и поговорить о ней с малышом.

«Если не уберешь комнату, будешь наказан!»

Пользуйтесь простым советом – всегда заменяйте «если» на «когда». Во-первых, такой лексический ход показывает ребенку, что вы не сомневаетесь в его способности выполнить задание, а во-вторых, позволяет ребенку сконцентрироваться на «награде». Согласитесь, что фраза «когда уберешь комнату, можешь пойти гулять» звучит намного позитивнее и доброжелательнее.