Как развивать память у ребенка: эффективные методики

В статье представлены результаты исследований, оценка нейронауки о том, как научиться лучше запоминать информацию. Общие методы помогут родителям и педагогам лучше доносить информацию детям, давать им как можно больше знаний и установок для развития памяти.

Для лучшего извлечения памяти используйте мультисенсорный ввод

методы

При изучении важного материала учите своих детей больше использовать свои сенсорные возможности (видение, слух, прикосновение). Включая фантазию, дети представляют себе события визуально, сравнивают их для наглядности с чем-то значимым. Опишите, например, как можно представить то или иное историческое событие, добавляйте различные детали. Чем ярче нарисованы образы, описаны их детали, тем отчетливее событие запечатлеется в памяти. Попросите ребят нарисовать иллюстрации. Это усиливает мультисенсорное обучение, метод работает более эффективно. В мозге строятся новые пути восприятия информации, воспоминания становятся более длительными.

память

Мозг при этом постоянно функционирует, изменяется через нейропластичность. Когда одна и та же его область неоднократно стимулируется, связи между нервными клетками увеличиваются, долгосрочная память удлиняется, воспоминания становятся более долговечными. Чем больше задействовано областей мозга для хранения информации, тем шире их взаимосвязь. Соответственно, событие в памяти откладывается быстрее и надежнее.

Работа с вопросами

дети

Для изучения нового материала используйте различные вопросы по теме. Попросите детей подготовиться. Пусть они, изучая материал, опираются на поставленные вопросы. Нахождение ответов при прослушивании или чтении помогает лучше развивать память, потому что при изучении материала уже есть цель – найти ответ и запомнить его. Есть от такой работы и внутреннее удовлетворение, когда ребенок, находя ответ, достигает своей цели, поставленной задачи.

Попросите детей, чтобы они подготовили свои вопросы перед новым уроком. Чего бы нового им хотелось узнать? Пусть они поразмышляют, напишут свои предсказания, заявления. После изучения материала они сами смогут себе ответить. Эта информация отложится в памяти надолго.

Как это работает? Во время умственной подготовки и прогнозирования мозг уже готовится принять информацию, включается долгосрочная память для лучшего хранения информации. Когда ребенок сам составляет вопрос к теме, а затем получает на него ответ, результат сохранения возрастает в несколько раз.

Любопытство и неожиданность

методы

Дети от природы любопытны. Обладают они чувством удивления и неподдельного восхищения. В школьные годы это еще сохраняется. Необходимо этим воспользоваться и увеличить интерес к учебе и познанию чего-то нового. В памяти при этом откладывается множество информации. Соединяйте новые знания ребенка с чем-то невероятным и необычным. К примеру, по дороге в школу пойте песенку о Миссисипи, если ребенок изучает эту реку. Носите дома необычную одежду, напоминающую о временах, которые изучаются по истории. Даже некоторые изменения в повседневной жизни, вызывая любопытство ребенка, лучше разовьют память, сохранят информацию на более длительный срок.

Кодовые метки

дети

Наш мозг ежеминутно получает миллиарды битов сенсорной информации. Предложите детям использовать различные цвета для обозначения информации, каждый из которых будет обозначать свой уровень важности, ссылки на личный опыт, материал, который не совсем понятен, и многое другое. Дети более младшего возраста пусть соотносят сигналы светофора с уровнями сложности. Изобразите на стене красный, желтый, зеленый, пусть дети отмечают для себя сложность заданий и относят их к той или иной категории. Старшие дети могут добавлять цвета радуги, представляя, как, например, голубой соотносится с их личным мнением о полученной информации.

дети

Как это работает? Цветовое кодирование является мощным умственным манипулятором для сохранения в долгосрочной памяти каких-либо воспоминаний.

Разогрейте мозг

Мозг сохраняет информацию в краткосрочной памяти не более минуты, если она не связана с предшествующими знаниями. Прежде чем давать новую тему, активируйте мозг ребенка, его предварительные знания. Вспомните те темы, которые были изучены ранее, и события, связанные каким-то образом с новым материалом. Перед этим предупредите детей, что новая информация будет связана с уже имеющимися знаниями. Посмотрите видео, картинки, сюжеты, напомните о том, что уже известно, и мозг воспримет новую информацию как более нужную, отложит ее уже в долгосрочную память.

методы

Кодировка мозга связывает новое с уже известным. Память извлекает воспоминания, распознает образы из уже известных ей. Если дети поймут, что новый материал связан с уже пройденной информацией, реляционные воспоминания помогут удержать новое обучение.

Укрепление связей памяти

память

После занятий в школе у ребенка должны оставаться в памяти новые знания, они должны быть взаимосвязаны с полученными ранее. Для того чтобы они не улетучились из кратковременной памяти, чаще вспоминайте информацию. Пусть ребенок напишет главные тезисы на бумаге и развесит их по комнате на самых видных местах. Визуальная память поможет закрепить информацию. То же самое учитель должен делать в классе, все самое основное должно быть у ребенка в процессе изучения перед глазами: даты, формулы, иностранные буквы, правила. Использование цветных ручек и карандашей только усилит эффект.

Чтобы увеличить соединения нейронов в кратковременной памяти, нужно чаще ее включать. При каждом включении толщина и количество соединений увеличивается, такая схема укрепит «проводку», при каждом напоминании схема памяти будет активирована.

Увеличение долговечности памяти

методы

После того как ребенок воспроизвел правильно полученную им информацию, это не означает, что она надолго останется в его памяти. Происходит это в том случае, когда информация в мозге сохранена как изолированный факт, без ссылок на предыдущие знания. В этом случае знания не сохранятся более чем на две недели. Часто это происходит, когда дети возвращаются с каникул и не могут вспомнить материал, который изучали прежде.

Усиление памяти и переход ее в долговременную происходит только тогда, когда ребенок осознает наличие связей между новой информацией и вещами, которые уже ему известны. Помогите ему в этом. Создайте как можно больше подключений, предоставляя факты о связях между старой и новой темой. Используйте диаграммы, графические изображения, рассказы, факты.

Когда мозг пытается связать новую информацию через какие-либо графические изображения, сходства, аналоги, он выстраивает более долгосрочные концептуальные сети с повышенной скоростью поиска.

Персонализируйте информацию

память

Персонализируйте новую информацию, связывая ее с личным опытом ребенка и его семьи. Мощные личные позитивные воспоминания помогут памяти работать активнее. Спросите ребенка, о чем ему напоминают новые знания, с чем он их может связать в своей жизни? Старшим детям легче и комфортнее связывать детали, они включают свой мозг и начинают анализировать свой жизненный опыт. Младшим детям легче в этом вопросе подключить свою фантазию, что тоже помогает быстрее запомнить информацию.

Применяйте различные формы обучения

дети

Разные способы обучения позволяют быстрее запоминать информацию, создавать больше схем для нервных клеток в мозге.

Напишите или расскажите историю. Прочитав какое-то произведение, попробуйте более сухо пересказать ее слушателям. Вы заметите, что в голове отложились только самые важные моменты и факты.

Играйте в пантомиму. Попробуйте общаться жестами, пусть фантазия и мозг ребенка включаются, развиваются, пытаются понять, что вы хотите сказать.

Научите ребенка преподносить информацию другим. Пусть это будут брат, сестра, одноклассники. Ценность в том, что, высказывая свои мысли, ребенок напрягает мозг и побуждает свою память к действию.