Кто придумал балетную пачку? 180 лет истории воздушного наряда

0
0

В этом году исполнилось 180 лет с того момента, когда зрители впервые увидели балетную пачку. В этом костюме Мария Тальоне впервые появилась на парижской сцене, где исполнила роль Сильфиды. Удивительная для многих в то время многослойная юбка произвела настоящую сенсацию. Со временем это стало традиционным костюмом для танцоров. О его истории и особенностях расскажем в этой статье.

Как балерины одевались до появления пачки

В представлении любого человека балерина должна быть только в пачке. Данный костюм у нас прочно ассоциируется с классическим балетом. Но когда-то ситуация была совершенно иной.

Нынешний образ танцовщицы, прежде чем сформироваться в современном виде, неоднократно кардинально менялся. Большинство будет удивлено, но до второй половины 19 века балерины выходили на сцену в элегантных нарядах, которые практически не отличались от платьев, в которых зрительницы сидели в партере и на балконах.

Их сценические костюмы в то время представляли собой платье с корсетом, но юбка была несколько короче обычного. К тому же балерины всегда выступали на каблуках. Со временем ситуация изменилась кардинальным образом, когда появилась мода на старину.

Часто в балете использовались мифологические сюжеты, например история об Амуре и Психее. Тогда танцовщицы стали носить воздушные полупрозрачные платья с завышенной талией. Они слегка смачивали ткань, чтобы она лучше прилегала к телу. Под платья надевали колготки, а на ноги - сандалии. Со временем техника балерин усложнилась, возникла необходимость в более легком облачении.

Кто изобрел пачку?

Мария Тальоне впервые выступила в этом костюме в 1839 году. Это произошло на премьереа "Сильфиды". Балерина исполнила главную партию феи.

Для такой роли были нужны соответствующие костюмы, и отец Марии Филиппо Тальоне разработал для дочери оригинальное платье.

По одной из версий, костюм был предназначен для того, чтобы сделать фигуру танцовщицы еще более грациозной.

Платье было создано по эскизам Евгения Лами, юбку сшили из тюля. Стоит отметить, что в те дни балетная пачка была не такой короткой.

Трансформация

"Трансформация" пачки произошла позже. Но даже первоначальный скромный костюм балетный мир поначалу не принял. Особенно не понравилось это танцовщицам с некрасивыми ногами.

Но энтузиазму искусствоведов и публики, которые восхищались воздушностью балерин, не было предела. Так что этот костюм стал классическим.

Кстати, есть о Марии Тальоне еще одна любопытная история. Когда она приехала в Россию, на границе таможенники спросили, нет ли у нее при себе драгоценностей. В ответ танцовщица подняла юбку и показала свои ноги.

Как пачка появилась в России?

Царская Россия была консервативной и не сразу приняла новинку, это случилось только спустя полвека. Но именно здесь пачка снова изменилась.

Новшества привнесли прима Большого театра Аделина Джури в начале 20 века. Ей пришлась не по душе длинная юбка во время фотосессии. Тогда танцовщица отрезала ножницами большой кусок подола. С тех пор появилась мода на короткую пачку.

Как она изменялась?

С начала 20 века балетная пачка стала иметь иную форму, которую мы знаем сейчас. Но до этого периода с ней экспериментировали немало.

Например, в постановках Мариуса Петипа танцовщица могла менять сразу несколько разных по стилю костюмов. В некоторых сценах она появлялась в обычном "гражданском" платье, а для самых сложных выступлений надевала пачку, в которой могла продемонстрировать все свои навыки и талант.

В 1930-х и 1940-х годах на сцену вернулась балетная пачка 19 века. Только ее стали называть "романтической". Это произошло из-за Михаила Фокина, который так одел балерин в своей "Шопениане".

Другие режиссеры в то же время использовали короткие и грациозные пачки. С 1960-х годов они стали внешне напоминать плоский круг. Сейчас пачка может быть украшена стразами, бисером, перьями, драгоценными камнями.

Как сделать пачку?

Балетные пачки выполнены из легкой полупрозрачной ткани - тюля. Сначала дизайнеры работают над эскизом. Конечно, у каждой балерины свои особенности фигуры, поэтому эскиз платья уникален.

Ширина пачки зависит от роста танцовщицы. Его радиус в среднем составляет 48 см.

После утверждения эскиза швеи берутся за работу. Это сложное занятие, потому что портные должны определенным образом укладывать складки ткани. На одну пачку требуется более 11 метров тюля. Ее изготовление занимает около 14 дней.

При существующем разнообразии моделей есть строгие правила, которых придерживаются портные. На пачке никогда не бывает молний или кнопок, которые могут оторваться и упасть на сцене. В качестве крепежа используются только крючки. Причем в строгой последовательности и особом порядке.

Какими могут быть пачки?

Расскажем теперь подробнее, какие существуют пачки.

Классическая представляет собой длинную юбку. Кстати, балерины обязательно участвуют в создании своего костюма, выбирая форму пачки. Например, она может быть параллельной полу или слегка опущенной.

"Шопен" - это длинная юбка, также сшитая из тюля. По форме она особенно хорошо подходит для создания образа мифических или неодушевленных персонажей.

Плюсом такого костюма является то, что он скрывает колени, а все внимание при этом уделяется стопам.

Другой вид платья, которое также применяется в балете, называют туникой. Это однослойная юбка, которая чаще всего шьется из шифона. В таком платье, например, исполняется классическая партия Джульетты.

Особенности репетиционных пачек

Для репетиций балетных спектаклей пачки шьются отдельно. Их легче надевать и снимать.

При этом все части сценического костюма сшивают вместе, к тому же в репетиционных пачках отсутствует лиф. Вместо этого используется только юбка с трусиками. Кроме того, в репетиционных пачках намного меньше слоев.

Кто-то скажет, что на репетициях можно было бы обойтись и вовсе без нее, однако это не так. Пачка необходима, чтобы танцоры видели, в каких моментах она может мешать самой балерине или ее партнеру. Балетмейстер может оценить технику исполнения танца.

Пачка настолько эффектный и запоминающийся костюм, что ее используют не только на балетной сцене. Например, ее используют артисты во время комических выступлений на эстраде или в цирке.