Виды конкуренции на современном рынке

Все мы знаем, что продавцы, поставщики продукции и производители постоянно соперничают между собой за лидирующие позиции на своём рынке. Это и называется конкуренцией. Различные виды конкуренции становятся важнейшими факторами не только для дальнейшего развития экономической системы в целом, но для каждого из её звеньев. Это борьба за выживание, только в цивилизованной форме. И служит она отличным стимулом для совершенствования не только самих конкурентов, но и их рабочих коллективов.

виды конкуренции

Совершенная (чистая) конкуренция

Если говорить подробнее, то виды конкуренции включают чистый (совершенный) ее тип. Здесь множество производителей стандартизированных и однотипных продуктов сражается между собой за внимание каждого отдельного потребителя. При этом никто не может навязать условия сбыта, которые были бы максимально выгодны только одной стороне.

Конкуренция монополистического типа

О монополистической конкуренции идёт речь, когда выпускаются товары, позволяющие удовлетворить одну и ту же потребность покупателей, но производители разные. Виды конкуренции подобного типа возникают, когда таких фирм становится на рынке достаточно много. Ни одна из них при этом не имеет решающего влияния на продажи однотипной продукции. Но у каждого представителя данной области имеется патент на определённые технические решения, выпуск именно своих собственных моделей.

виды конкуренции в экономике

Об олигополиях

Олигополия – это ситуация на рынке, при которой какие-то фирмы смогли придумать что-то необычное и привлекательное, способное заставить покупателей сделать выбор именно в пользу выпускаемого ими товара. Тогда остальные производители вытесняются из торговли. И конкуренция ведётся уже именно между фирмами, которые оказались наиболее успешными. Виды конкуренции данного типа, например, долгое время были распространены в нашей стране, когда на рынке продавались только отечественные автомобили. И лишь гораздо позже мы могли наблюдать появление зарубежных марок.

сущность и виды конкуренции

Монополии чистого типа

Чистая монополия – это рынок, который обладает для покупателя самыми худшими условиями. Сущность и виды конкуренции сильно урезаются на таком рынке, возможность торговаться у покупателя тоже минимальная. Альтернатив для выбора просто не существует. Долгое время в России всё складывалось именно так.

Дополнительная информация

Но классификацию конкуренции можно продолжить ещё, если рассматривать более сложные факторы. Например, функциональный. Ведь мы понимаем, что даже одну и ту же потребность можно удовлетворить разными путями. Виды конкуренции в экономике бывают и предметными, например. Это когда товары имеют примерно один и тот же внешний вид или функцию. Но притягательность марки разная, как и само качество изделия. Кроме того, при конкуренции значительную роль играет ценовой фактор, ведь он увеличивает привлекательность товаров, их разнообразие на рынке. Некоторые производители обращаются и к незаконным методам торговли.