Конкуренция и ее виды. Общее описание

Понятие конкуренции вошло в наш обиход с началом бурного развития рыночных отношений. Этот термин обозначает соперничество между субъектами хозяйственной деятельности или людьми в ходе достижения определенных целей. Конкуренция и ее виды давно изучены экономистами разных уровней. Она имеет несколько характерных черт и признаков, о которых и поговорим в этой статье.

Конкуренция и ее виды

Признаки конкуренции

Конкуренция предполагает наличие нескольких соперников, которые работают и осуществляют свою хозяйственную деятельность в одной сфере. При этом цели, которые они преследуют, также должны совпадать. Обычно конкуренция (и ее виды) имеет принудительный характер, что стимулирует участников этого процесса улучшать качество своих услуг и товаров, а также проводить правильную ценовую политику. Рынок в этом случае выступает в роли строгого судьи, который оценивает результаты деятельности. Проигравший в конкурентной борьбе вытесняется с рынка или занимает его меньший сегмент.

Несовершенная конкуренция

Виды конкуренции

Если рассматривать конкуренцию с точки зрения маркетинга, то здесь выделяют три вида. Функциональная борьба предусматривает способы удовлетворения потребностей. Например, лечение болезни может осуществляться разными методами. Видовая конкуренция – это товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но имеющие существенные различия. Это, например, разные марки автомобилей и т.д. И, наконец, предметная борьба, характеризующаяся конкуренцией между одинаковыми товарами, которые могут иметь схожие характеристики и качество, но выпускаются разными производителями. Здесь важную роль играет привлекательность товара или услуги.

Рыночная конкуренция и ее виды

Виды конкурентной борьбы

Здесь конкуренция (и ее виды, конечно) имеет более широкое деление. Первая категория – это ценовая конкуренция. Здесь главную роль играет стоимость товара и услуги. Схожие предметы могут иметь разную цену, что и определяет борьбу между соперниками на рынке. Такая конкуренция может быть прямой и крытой. Первый вид – это когда официально объявляется о снижение стоимости. Во втором случае товар продается по цене конкурента, хотя имеет более высокое качество. Неценовое соперничество означает повышение качества товаров и услуг. И последний вид – это незаконные методы борьбы, которые предполагают использование нечестных приемов (выпуск фальсифицированной продукции, дискредитация товаров-конкурентов и прочее).

Несовершенная конкуренция и ее виды

Совершенная борьба на рынке происходит в том случае, когда основывается на спросе и предложении. Эти факторы зависят от поведения покупателей. Для этого должны соблюдаться некоторые требования, главным из которых является свобода для всех участников и равные права. Но нередко встречается и несовершенная конкуренция. В этом случае ситуацией на рынке управляет один производитель, который и проводит ценовую политику. Здесь можно выделить монополию и олигополию. Рыночная конкуренция и ее виды – это сложная система, которая зависит от многих обстоятельств. Существуют специальные организации, которые следят за ситуацией на рынке. Они определяют, какая конкуренция (и ее виды) господствует на рынке, и следят за законностью действий производителей.