Что такое монополия. Плюсы и минусы

Главный недостаток монополии

Известно, что чем выше уровень конкуренции, тем лучше положение на рынке. Различные производители вынуждены бороться между собой, вследствие чего имеется стимул для снижения себестоимости и улучшения качества товаров и предоставляемых услуг. Полной противоположностью конкуренции является монополия. Она не поощряет улучшения качества производимых благ.

Определение понятия и классификация

что такое монополияЧто такое монополия? Это такая структура рынка, при которой один продавец контролирует всю отрасль производства той или иной разновидности товара. Ее условно делят на три типа: закрытая, открытая и естественная. Закрытая монополия полностью защищена от конкуренции: патентами, институтом авторского права, определенными юридическими ограничениями. Чаще всего она является государственной. Рассмотрим, что такое монополия естественная. Это такая система, при которой удовлетворение спроса гораздо эффективнее происходит при условии отсутствия конкуренции. Примеры: трубопроводный транспорт, кабельное телевидение, централизованное теплоснабжение. Открытая монополия является единственным поставщиков какой-либо продукции (по крайней мере, на определенное время), но не имеет специальной защиты (патентов, авторского права и пр.). Естественно, это деление является весьма условным.

Отсутствие свободы входа на рынок

монополия на рынке трудаЧто такое монополия чистая? Это такая система, которая практически полностью исключает любую возможность конкуренции. Свобода входа в ту или иную отрасль при этом отсутствует. В случае с чистой монополией единственный продавец производит тот или иной вид продукции или услуг. И этому товару нет заменителя в других отраслях. Как правило, чистые монополии весьма редки даже в наше время. Они существуют чаще всего на местных рынках. В общенациональном масштабе они могут появляться лишь при покровительстве со стороны государства.

Плюсы и минусы

У монополии как экономического явления есть ряд положительных сторон. К ним относится: наличие мощной материально-технической базы, возможность придерживаться единых стандартов в производстве. Но есть и ряд негативных сторон такого явления. Во-первых, к ним относится отсутствие конкуренции, что позволяет монополистам самостоятельно определять цену на выпускаемые товары, перекладывая часть своих издержек на конечного потребителя. Также они способны блокировать технический прогресс, экономить за счет уменьшения качества услуг и товаров. При этом новые производители на рынок не допускаются. Минусов у монополии как системы гораздо больше, чем положительных сторон. По мнению ведущих специалистов, она снижает эффективность экономики. Тому есть, по крайней мере, три причины. Объем производимых монополией благ ниже, а стоимость их выше, чем в условиях конкуренции. Единственный продавец на рынке, как правило, не стремится уменьшать издержки. И для новых фирм путь на рынок в таких условиях будет весьма нелегким. По этим причинам и снижается экономическая эффективность рынка. Понимание того, что такое монополия, подтолкнуло ряд стран бороться с этим явлением. Нередки случаи, когда по решению специальных комитетов европейских государств чрезмерно разросшиеся компании «режутся» на отдельные фирмы.

двусторонняя монополия на рынке труда

Когда продавцы и покупатели продукции единственны в своем роде

Еще одной темой, которую стоит рассмотреть, является монополия на рынке труда. Это такая ситуация, когда тот или иной работник обладает уникальными способностями и талантом. Другими словами, для того или иного предприятия он является незаменимым. Временными монополистами могут выступать писатели, художники или музыканты. При этом барьером доступа на рынок может служить авторское право. Существует также такое понятие, как двусторонняя монополия на рынке труда. Оно отображает положение, при котором работодатель является единственным покупателем результатов работы, а профсоюз – ее продавцом.