Классификация средств обучения и их основные функции

Обучающие средства являются одной из важнейших составляющих учебного процесса. Классификация средств обучения зависит от того, какой признак положен в ее основу. На сегодняшний день существует несколько способов классифицирования. Мы рассмотрим самые распространенные из них.

Определение

Средства профессионального обучения можно разделить на материальные или идеальные объекты, используемые преподавателем и учениками для овладения новой информацией. классификация средств обученияЭти объекты могут быть разделены на несколько категорий по различным основаниям. По каким именно, читайте ниже.

Классификация средств обучения по составу объектов

  1. Материальные: в эту группу входят всевозможные пособия, учебники, методички, макеты, таблицы, лабораторное оснащение, модели, компьютеры, а также столы, стулья и помещения.
  2. Идеальные: сюда относятся знания и умения, которые были получены раньше и теперь используются для дальнейшего обучения. Закономерно, что именно эта категория является наиболее важной в умственном развитии учеников. Педагог при желании может давать информацию в готовом виде либо позволять учащимся принять участие в ходе совместной деятельности.

Такая классификация средств обучения имеет одну особенность: материальные и идеальные средства не противопоставляются, а как бы взаимно дополняют, обогащают друг друга. Материальные средства призваны главным образом вызывать интерес у учеников, привлекать и удерживать внимание в ходе урока или лекции, тогда как идеальные связаны в первую очередь с развитием самостоятельного мышления, интеллекта, логики.средства профессионального обучения Именно поэтому средства должны использоваться в совокупности.

Классификация средств обучения по субъекту деятельности

  1. Средства преподавания: их используют главным образом учителя для того, чтобы объяснить, а затем закрепить новый материал (например, оборудование, необходимое для демонстрации эксперимента).
  2. Средства учения: применяются учащимися для освоения новых знаний (оборудование лаборатории). Следует оговориться, что некоторые средства могут быть задействованы как в преподавании, так и в обучении.

Функции средств обучения

функции средств обучения

Что касается их основных функций, то здесь тоже существует четкое разделение на группы: технические средства, служащие для передачи информации, технические средства, необходимые для формирования определенных навыков, технические средства, предназначенные для самообучения. Первая категория вошла в структуру учебного процесса с появлением всевозможных наглядных средств. Еще относительно недавно эту роль выполняли диапроекторы и киноаппаратура, а сегодня их заменили персональные компьютеры, интерактивные доски, электронные дневники. С их помощью хранение, извлечение и передача информации значительно упростились. Также среди значимых функций можно выделить возможность рассматривать изучаемый объект целиком и по частям, активное участие в деятельности каждого члена учебного процесса и значительная экономия времени, необходимого для того, чтобы воспринять информацию.