Средства обучения в педагогике: от личности учителя до умной доски

Строго говоря, главное средство обучения в классе – это личность педагога. Но одной ее недостаточно, да и уделить достаточно внимания каждому ученику довольно-таки трудно. Поэтому учителю требуются средства обучения. В педагогике говорят о средствах в двух значениях. С одной стороны, средством считается источник информации, с другой – все материальные объекты, которые помогают педагогу обучить ребенка.

Умные УМК

средства обучения в педагогике

Средства обучения иностранному языку как источники информации, как правило, объединяют в учебно-методические комплексы (УМК). Иногда, когда министерство образования требует, а авторы не успевают, эти комплексы получаются неполными. Например, не успевают издать книгу для учителя, и последнему приходится полагаться на свои знания (в решении заданий) и умения (выбрать главное и методически грамотно вести урок). В полном комплекте для учителя иностранного языка обычно имеется учебник, практикум (или рабочая тетрадь для малышей), книга, предназначенная для учителя (с методическими подсказками), аудиоматериалы на кассетах или дисках, иногда в формате MP3. В «продвинутых» комплексах типа Headway для изучающих иностранные языки бывает еще и видео, и сборники тестов для самопроверки учащихся.

Без экзотики

средства обучения русскому языку

Средства обучения русскому языку как родному имеют много общего со средствами обучения иностранному языку. В младших классах комплексы включают в себя рабочую тетрадь, старшеклассникам же, как правило, тетрадь уже не нужна. На уроках родного языка учителю приходится проявлять больше фантазии, чем преподавателю иностранного языка, потому что, в отличие от последнего, его предмету не хватает «экзотичности» и престижности. Поэтому преподаватель русского языка часто сам подбирает дополнительные средства обучения. В педагогике считается, что дополнительные, не входящие в УМК, материалы повышают мотивацию к обучению старших школьников.

Карандаш устарел?

средства обучения иностранному языку

Даже карандаш и тетрадь могут считаться средствами обучения. Но в последнее время технологии позволяют учителю намного больше. Средства обучения в педагогике недавно пополнились очень качественным средством – электронной «умной» доской. Это сенсорная панель довольно большого размера, которая позволяет учителю писать, стирать, делать пометки разными цветами. Но самая интересная функция доски – возможность автоматически создавать задания разного типа, причем делать это учитель может дома на компьютере, загружая затем в память доски.

Творческому учителю пригодится

Доска обладает очень интересным для современных школьников свойством – интерактивностью, которой не обладают другие средства обучения. В педагогике прошлого этой возможности не придавали значения, но в настоящее время трудно привлечь внимание избалованного количеством информации ученика, и интерактивность стала очень мощным средством борьбы за обучаемость. Стандартная доска тоже позволяет учителю быть гибким, но умная доска позволяет сделать урок зрелищным. Творческий учитель может сделать свои уроки незабываемыми с помощью умной доски, но пока что это средство есть только в частных школах и гимназиях крупных городов. Будем надеяться, что вскоре доска  станет нормой для каждого класса.

Заключение

Хорошим учителя делают не технические средства, но они позволяют личности педагога раскрыться максимально творчески. Поэтому администрации школ имеет смысл вкладывать деньги в техническое оснащение классов.