Классификация методов обучения элементарной грамоте.

0
0

Прежде чем первоклассник пойдет в школу, ему нужно научиться читать и писать. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, и требует от родителей терпения. Выбор методов обучения - важный шаг на этом пути. Почему? Потому что дети разные не только по умственным способностям, но и по физическим возможностям. Рассматриваемая в статье классификация методов обучения грамоте поможет читателям сделать правильный выбор.

классификация методов обучения

Обучение грамоте - что это?

Обучение грамоте предполагает:

Формирование обоих навыков довольно сложный процесс, и споры о методах преподавания элементарной грамоты ведутся до сих пор. В современной педагогике есть следующая классификация методов обучения:

  • буквенный;
  • звуковой;
  • слоговый;
  • чтение целых слов.

В зависимости от вида деятельности, существует и такая классификация методов обучения, при котором вышеперечисленные методы могут быть:

  • аналитическими;
  • синтетическими;
  • аналитико-синтетическими.

Вышеперечисленные технологии направлены на обучение детей, которые не имеют проблем со здоровьем. Для детей с нарушениями слуха и зрения существует свои методы, и поэтому в педагогике выделяется еще одна классификация методов обучения, которая включает в себя:

  • обучение дактильному чтению;
  • обучение детей с проблемами слуха.

Буквенный метод

Буквенный или буквослагательный метод основывался на механическом заучивании букв, названий, слогов и слов.

Вначале дети изучали алфавит и запоминали названия букв. Затем складывали буквы и заучивали наизусть получившиеся слоги, количество последних было не менее 400. Затем начиналось обучение чтению по слогам - каждая буква называлась, и затем слово зачитывались целиком. Обучение завершалось чтением целиком, без называния букв.

Главные недостатки этого метода - отсутствие опоры на звуки с живой речью и оторванность письма от чтения.

выбор методов обучения

Звуковой метод

Звуковой метод известен также как “метод Жакото” и “метод Золотова”. Его принцип состоял в том, что обучение чтению проходило аналитическим путем: слова делились на слоги, а слоги на звуки (в речи) и буквы (на письме). Из буквенного метода в звуковой перешли заучивание слогов, начертание слов, сочетание букв и многократное чтение слов.

Другой формой такого метода обучения является синтетический звуковой метод, предполагающий изначальное изучение звуков. После чего следует складывание звуков в слоги и в слова.

Слоговый метод

Слоговый метод подразумевал сначала изучение букв, затем заучивание слогов и только потом чтение слов из знакомых слогов.

Слоговый метод не требовал называния букв и облегчал процесс обучения чтению, так как слог читался слитно. После того как дети обучались читать двусложные слова, они переходили к заучиванию трёхбуквенных слогов и упражнялись в чтении знакомых слогов. Завершало данный процесс обучения чтение небольших текстов.

классификация методов обучения грамоте

Метод целых слов

В 20-х годах классификация методов обучения пополнилась новым способом - методом целых слов.

Он предполагал обучение чтению через целые слова, без буквенно-звукового разбора в начале формирования навыков. За первые 2-3 месяца учёбы дети посредством картинок и начертания заучивают 150 слов. После этого при помощи разрезной азбуки слово разбивается на буквы и учитель называет каждую из них.

Метод целых слов применялся в СССР в течение 13 лет. Учителя массово отказывались обучать по этому методу, так как у него был ряд существенных недостатков:

  • отсутствие связи между буквами и звуками;
  • угадывание слов и искажение текста вместо его чтения;
  • пропуск букв на письме.

В результате, многие учащиеся не могли читать по слогам и анализировать живую речь, что привело к высокой безграмотности среди населения, и в советской школе было решено отказаться от данного метода.

Но некоторые учителя до сих пор вместо того, чтобы стимулировать самостоятельное чтение, сами читают трудные слова или текст. Данный подход является отголоском метода целых слов. Что касается американской школы, то сегодня там переходят к звуковому методу обучения грамоте, осознавая причину отсталости западного образования от российского.

классификация методов обучения грамоте

Обучение чтению детей с проблемами слуха

Обучение грамоте слабослышащих детей начинается с изучения дактильной азбуки без сопровождения печатной. На этом этапе дети учатся анализу слова, так как без этого невозможно его воспроизведение на языке жестов.

Следующий этап - изучение разрезной азбуки, замена дактилемм буквами и изучение письма.

В отличие от слышащих детей, обучение письму и чтению у детей с проблемами слуха проходит значительно легче, так как на этапе изучения дактильной азбуки они постигают анализ и синтез слова.

классификация методов обучения грамоте

Обучение детей с проблемами зрения

Дети с проблемами зрения обучаются грамоте с использованием шрифта Брайля, для которой необходима хорошо тактильная чувствительность. Для этих целей проводятся уроки коррекции мелкой моторики.

Обучение письму начинается с правильной посадки - ученик должен сидеть прямо, ступни ног и локти должны опираться на твердую поверхность. Далее учитель знакомит детей с набором для письма, который включает в себя прибор Брайля, грифель и специальную бумагу.

Первое время дети пишут на листах, а затем в тетрадях по 12 листов. В письме участвуют обе руки - левая ориентируется по строчке и клетке прибора, а правая держит грифель. После овладения письмом, учащиеся переходят к обучению чтению.

Чтение, как и письмо, проводится двумя руками, так как такая техника позволяет сделать чтение непрерывным. При обучении чтению важно соблюдать несколько важных приемов:

  • важно исключить вибрацию при движении пальцев по буквам сверху вниз;
  • руки должны двигаться спокойно без нажима на точки;
  • правая рука должна двигаться впереди левой, а на середине строчки руки должны разойтись, так как левая рука отыскивает следующую строчку, а правая дочитывает предыдущую строчку до конца.

В период обучения письму детей также учат списыванию текста с книги и чтению небольших текстов.