Методы обучения: основные разновидности и характеристики

0
0

Современные методы обучения отличаются многообразием, однако в числе основных можно выделить изложение учебного материала, его обсуждение, демонстрационный метод, метод упражнений и самостоятельную работу. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Устное изложение

Такой метод обучения предполагает лекцию (или урок) в форме монолога преподавателя. В качестве разновидностей изложения принято называть рассказ, объяснение, лекцию, инструктирование.

методы обучения
При рассказе внимание учащихся акцентируется на определенных фактах – тем самым мобилизуется их слуховое восприятие. Следует отметить, что в процесс рассказа входит обучение детей умению последовательно и внятно излагать полученный материал. Объяснение обеспечивает, прежде всего, определение сущности изучаемого вопроса, осознание его связи с другими явлениями и событиями. При объяснении должна применяться убедительная аргументация. Такой метод обучения, как инструктирование, базируется на четкой постановке задач, тогда как лекция предполагает совокупность изложения фактов и краткого диалога между лектором и слушателями.

Обсуждение материала

активные методы обучения
Еще один метод обучения – обсуждение. Его преимущество заключается в том, что каждый участник учебного процесса может высказать собственное мнение, вступить в дискуссию, тем самым улучшить навыки межличностного общения. В ходе обсуждения могут быть проведены беседа, классно-групповое занятие и семинар. Все эти разновидности несут некое творческие начало и позволяют членам группы раскрываться, учиться быстро мыслить, отстаивать свою точку зрения, говорить аргументировано. Самой сложной разновидностью обсуждения традиционно считается семинар. Этот метод обучения направлен главным образом на то, чтобы помочь ученикам в организации их самостоятельной работы и выявить степень подготовленности каждого из присутствующих.

Интенсивные методы обучения

Применяются в основном при обучении иностранным языкам. От так называемых традиционных отличаются главным образом нацеленностью на усвоение максимального количества информации за минимальные сроки. При этом предполагается активное участие каждого ученика в ходе учебного процесса (для этого им предлагаются специальные творческие задания, ролевые игры, используются аудиовизуальные средства), делаются попытки воздействовать не только на зрительное и слуховое восприятие, но и на сферу подсознания.

интенсивные методы обучения

Активные методики

Используются главным образом в высших учебных заведениях, поэтому правомерно обозначать их как активные методы обучения студентов. Идеи такого рода возникали в истории педагогики достаточно давно (в частности, их приверженцами были Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Гегель и Дьюи). Основной их чертой является направленность на активизацию деятельности каждого учащегося. Пассивные отношения по принципу «говорящий/слушающие» (то есть учитель и ученики) заменяется на свободный обмен мнениями. Методы обучения в данном случае могут использовать все средства вербальной и невербальной коммуникации.