Система права Киевской Руси

Понятие системы права предполагает структурный комплекс формальных предписаний, существующих в государстве. Такие предписания, в отличие от других социальных норм вроде общественной морали или исторической традиции, являются четким предписанием правительственных структур. Более того, власть является гарантом их выполнения. Вместе с тем оформившаяся система права – это зачастую результат
система праваформализации в юридических документах общественной морали. Так или иначе, власть должна опираться на понятия собственного народа о справедливости при кодификации законов. Не стало исключением в этом отношении и средневековое русское государство.

Система права в Киевской Руси

Русь была типичным феодальным государством средневековья, сформировавшимся в результате насильственного объединения восточнославянских племен, переросших родоплеменные отношения. Собственно, местная система права во многом была сформирована из этих предпосылок. Ее источники основывались на весьма обширной базе общих и особых законов. Как и в случаях западноевропейских государств, русская система права имела достаточно типичные основные источники:

  • Так называемое обычное право. Оно формировалось в течение столетий в виде неписанных предписаний и традиций в обществах славянских племен, понятие системы правакоторые передавались от поколения к поколению. Разумеется, эти предписания никак не исчезли с возникновением государственности. Напротив, в большинстве своем они были интегрированы в новую систему общественного организма и со временем кодифицированы в юридическом виде.
  • Пожалуй, важнейшим источником средневекового русского права стали государственные документы официального характера. Среди них можно выделить следующие:
  1. Княжеские договоры и соглашения. Они могли быть как внешними, так и внутренними. К первым относятся, например, торговые соглашения с Византией (Олега в 907 году, Игоря в 944 году или же Святослава в 971 году). К слову, большинство походов на Константинополь раннерусского периода совершалось именно с целью вынудить Царьград к заключению выгодных для княжеских купцов торговых сделок. Сюда же можно отнести и внутренние договоренности удельных князей между собой (например, известный съезд в Любече).
  2. Княжеские уставы. Они представляли собой постановления законодательного, налогового, финансового или штрафного характера. Самый известный среди них – "Русская правда" Ярослава.
  • В немалой степени система права в Киевской Руси была сформирована под влиянием византийского христианства. Как и в других глубоко религиозных система права этогосударствах Европы, здесь важную роль играли канонические (церковные) предписания. Кроме того, сами князья издавали церковные уставы, некоторые из которых дошли до нашего времени. Важнейшими из таких документов считаются церковные уставы Владимира и Ярослава. В эпоху княжеского правления они были чрезвычайно важны в качестве документов церковного судопроизводства. В целом каноническое право регулировало следующие взаимоотношения:
  1. Между государством и церковью.
  2. Между паствой и церковью.
  3. Внутри самой церкви.
  4. Кроме указанного, на духовенстве лежала ответственность за заключение и расторжение браков, а также надзор за морально-этической стороной жизни общества и его отдельных представителей.