Картина "Московский дворик" Поленова: описание

Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.

Художник

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком. Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств. Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

картина московский дворик

В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.

История появления картины

В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев. Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».

картина Московский дворик Поленова

Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.

Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.

Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Описание картины

Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.

Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами. Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня. Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.

В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.

картина Поленова Московский дворик фото

Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.

Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве. На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок. Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.

Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении. К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться. Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.

Колористика и композиция

Несмотря на кажущуюся хаотичность композиции, она строго продумана и подчинена законам перспективы. На полотне существуют два разных мира. Первый из них - рай небесный – синее небо и изящная церковь. А внизу – рай земной – сочная зеленая трава и безмятежно играющие на ней ребятишки.

Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.

По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.

Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.

«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.

Интимный пейзаж

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.

описание картины Московский дворик

Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.

Значение картины

Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.

Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.

картина Московский дворик фото

Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.