Картина «Дети, бегущие от грозы» Маковского - описание и интересные факты. План сочинения по картине

0
0

Картина «Дети, бегущие от грозы» - это самое известное произведение известного российского художника К.Е. Маковского. Несмотря на то что этот живописец написал множество замечательных полотен, именно указанная работа чаще всего ассоциируется с его именем. По ней часто пишут сочинения в школе, так как сюжет и прост, и глубок одновременно. В настоящей статье будет дана краткая характеристика этого произведения, а также в заключение будет приведен небольшой план его описания для школьников.

Краткая характеристика творчества

Картина «Дети, бегущие от грозы» была написана художником в 1872 году. Это был период расцвета его творчества. За плечами художника был долгий творческий путь, отмеченный переходом от академизма к идеям передвижников и к импрессионизму. Маковский родился в творческой семье (его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он с успехом окончил, его брат также был художником). Он учился в Петербургской академии художеств.

картина дети бегут от грозы

Поначалу его полотна были отмечены влиянием академизма, однако он очень скоро стал разделять идеи передвижников. Социальные и исторические работы получили не только всероссийскую, но и мировую известность.

История написания

Одним из интересных фактов создания картины «Дети, бегущие от грозы» было то обстоятельство, что в ее основу художник положил реальный случай, произошедший с его маленькой натурщицей – крестьянской девочкой, которая, по рассказу ее брата, попала под дождь в лесу и заболела. Этот случай вдохновил художника на создание известного полотна. Итак, оба ребенка были написаны с натуры, что придает полотну особенную достоверность.

Сюжет

Композиция картины «Дети, бегущие от грозы» очень проста и в то же время по-житейски глубока и мудра. На первом плане художник нарисовал старшую девочку и ее маленького брата. Сестра несла последнего на своей спине. Оба спешили домой, спасаясь от начавшегося дождя. При этом автор особенное внимание уделил лицам своих героев.

картина дети бегущие от грозы маковского

Они сильно напуганы ливнем. Особенно большой испуг написан на лице девочки, так как к страху примешивается чувство ответственности за младшего брата, которого она несет домой. Что касается мальчика, то он также испуган надвигающейся непогодой. Эта искренность чувств детей подкупает своей непосредственностью и простотой. Возможно, именно последнее обстоятельство и обеспечило новой работе художника успех.

Природа

Важное место в картине «Дети, бегущие от грозы» Маковского занимает пейзаж. Он прописан настолько тонко и правдиво, что имеет самостоятельное значение в данном произведении. Небо прописано очень тщательно и реалистично. Художник удивительно точно передал краски надвигающегося дождя. То же самое относится и к изображению травы и всего лесного пейзажа вообще. И хотя в центре композиции находятся дети, тем не менее зритель также, несомненно, обратит внимание и на природный фон этого простого и трогательного сюжета.

Идея

Описание картины «Дети, бегущие от грозы» должно включать небольшое объяснение отличий сюжета данного полотна от работ передвижников. Впрочем, вначале следует упомянуть о сходстве.

сочинение по картине дети бегущие от грозы

Крестьянская тематика занимала важное место в их творчестве. Однако если последние делали акцент на социальную составляющую, акцентируя внимание на обличительном пафосе, то Константин Егорович подчеркнул лиричность своей истории. Художники-передвижники своими картинами считали своим долгом показать бедственное положение простого народа, их полотна имели четко выраженную социальную направленность. В указанной же работе автора привлекла в первую очередь психология детей, их чувства и переживания. Поэтому при составлении описания картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на вышеназванную отличительную особенность его полотна. Она позволяет не только лучше понять задумку автора, который сделал акцент на лирику и психологию, но и почувствовать особенности его творчества.

Написание сочинения

Выше уже говорилось о том, что именно данное полотно художника чаще всего предлагается школьникам для работы на уроках. Во-первых, в нем очень хорошо прослеживается детская тема, а, во-вторых, на нем показано взросление девочки из-за осознания ею той ответственности, которая была на нее возложена в связи с необходимостью защищать маленького брата. Поэтому школьникам обычно бывает нетрудно написать работу по сюжету полотна.

описание картины дети бегущие от грозы

Вначале необходимо указать историю создания полотна. Это поможет ученикам понять задумку художника, который намеревался показать детей в их естественной природной среде. Далее следует отметить особенности сюжета, показать идейную задумку живописца. В данном пункте школьник должен подробно описать их психологическое состояние, которое раскрывается в их лицах, позах. Отдельно следует остановиться на образе девочки, на которой автор акцентирует особенное внимание. Именно на ней лежит основная смысловая нагрузка произведения. Далее в сочинении по картине «Дети, бегущие от грозы» необходимо указать на роль пейзажа и природы в раскрытии психологического образа героев. Школьники должны отметить, что лес, небо и трава изображены художником настолько правдиво, что полностью погружают зрителя в атмосферу страха и испуга. Природа во время дождя позволяет понять, что чувствовали эти маленькие крестьянские дети, спешащие домой спастись от грозы. И, наконец, в заключение следует указать основную идею произведения.

описание картины маковского дети бегущие от грозы

Ученикам следует отметить, что все полотно дышит любовью и душевностью, что автор симпатизирует этим детям и призывает зрителей к тому же. Примерный же план сочинения по картине может выглядеть следующим образом:

1. Краткая история создания полотна.

2. Дети на картине, их образы и психологическое состояние.

3. Природа в сюжете.

4. Авторская идея.

Итак, указанная работа Маковского является одной из лучших и, пожалуй, самой известной в его творчестве. В ней художник показал, что он одинаково хорош в изображении как драмы, так и лирического пейзажа. Живописец умело показал как внутреннее состояние детей, так и природу, которая подчеркивает состояние героев.