Самые большие вертолеты в мире: топ-10 (фото)

Винтокрылая авиационная техника, благодаря своей способности замирать в воздушном пространстве неподвижно и перемещаться как по вертикали, так и по горизонтали с различной скоростью (показатели колеблются от нуля до крейсерского значения) используется для решения уникальных транспортных задач. Самые большие вертолеты в мире в снаряженном состоянии весят многие десятки тонн. Машины, в отличие от «рабочих лошадок» средней грузоподъемности, производятся относительно небольшими сериями. Оно и понятно, ведь цена такого летательного аппарата очень высока. Но в определенных обстоятельствах заменить винтокрылых тяжеловозов просто нечем.

самые большие вертолеты в мире

Основные компоновочные схемы вертолетов

Машины этого типа бывают разными как по конструктивной схеме, так и по размерам. Долгое время между сторонниками концепций шли дискуссии относительно того, какое расположение винтов является оптимальным. Классический подход, который отстаивал основоположник геликоптерской теории Игорь Сикорский, состоял в том, что несущий движитель должен быть один, а для задания направления полета и компенсации обратного вращения на хвостовой балке устанавливался рулевой пропеллер. Есть сторонники и у соосной схемы, согласно которой на валу двигателя размещаются два встречно вращающихся винта. В этом случае компенсация не нужна, а КПД такой системы несколько выше. Свои преимущества имеет и боковое расположение винтов, при котором двигатели крепятся на специальных крыльях по сторонам фюзеляжа. Интересна схема «летающий вагон» с продольным размещением винтов. В общем, конструктивных подходов много, и все они по-своему хороши. Столь же разнообразны самые большие вертолеты в мире, фото которых наглядно иллюстрируют все известные компоновочные схемы.

самый большой вертолет в мире

«Гомер» В-12

Летом 1968 года в небо поднялся первый экземпляр вертолета В-12, спроектированный в КБ им. Миля. Эта машина имела колоссальные размеры. Моторы по два с каждой стороны и винты (их диаметр составлял 35 метров) размещались на крылоподобных пилонах, расширяющихся от фюзеляжа к краям. Как это обычно бывало в СССР, самый большой вертолет в мире предназначался в первую очередь для оборонных нужд, он должен был доставлять специальные грузы, а именно стратегические ракеты и их компоненты к удаленным пусковым установкам, дислоцирующимся в труднодоступных районах. Масса снаряженной машины достигала ста тонн, грузоподъемность превышала 30 т, дальность полета – до 1000 км при скорости примерно 250 км/ч. И по сей день В-12 - самый большой вертолет в мире. Серийным его назвать нельзя, построено только два экземпляра, и оба в настоящее время служат музейными экспонатами.

 самые большие вертолеты в мире фото

Ми-26

Второе почетное место в рейтинге самых сильных геликоптеров занимает Ми-26, построенный по классической одновинтовой несущей схеме. Среди всех выпускавшихся в разных странах тяжеловозов он выделяется величиной серии: с 1980 года произведено как минимум 316 единиц. В отличие от В-12 это наиболее массовый самый большой вертолет в мире. Ми-26 характеристики которого уникальны, поднимает 20 тонн полезной нагрузки и несет ее на 800 км со скоростью почти в 300 км/ч. Взлетная масса составляет примерно 50 тонн. Так как машина эксплуатируется и в настоящее время, ее конструкция подвергалась глубокой модернизации. Последняя модификация, обозначаемая буквами Т2 отличается самым современным бортовым навигационным оборудованием. Российскими летчиками накоплен богатый опыт применения эти машин, в том числе и боевой. По просьбе американского командования Ми-26 однажды эвакуировал попавший в беду вертолет «Чинук» (тоже не маленький) из труднодоступного горного района Афганистана.

Работяга Ми-6

Самые большие вертолеты в мире традиционно строились в нашей стране. Обширная территория, своеобразная военная доктрина и потребности народного хозяйства обуславливали необходимость в авиатехнике высокой грузоподъемности. В начале пятидесятых была сформулирована общая концепция универсальной машины, пригодной для эксплуатации как в войсках, так и в мирном строительстве. В конце десятилетия в воздух поднялся самый большой вертолет в мире Ми-26, который мог нести грузы массой от 8 до 12 тонн внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. За годы производства этих машин было построено 926 штук. Среди сверхтяжелых вертолетов именно Ми-26 пришлось нести основную тяжесть перевозок во время Афганской воны, принимать участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы и выполнять многие другие важные миссии внутри страны и за ее пределами.

самые большие вертолеты в мире топ 10

"Кран-балка" Ми-10

Самые большие вертолеты в мире всегда выглядят необычно, но силуэт этой машины нельзя перепутать ни с каким другим. Высокие стойки шасси позволяют разместить между ними площадку для перевозки крупногабаритных грузов. На нее можно крепить опоры ЛЭП, автобусы, бульдозеры и даже железнодорожные вагоны. Кроме этой конструктивной особенности во всем остальном (включая силовую установку) Ми-10 повторяет схему Ми-6, на базе которого он и был создан. Какой из них заслуживает третьего, а какой четвертого места в рейтинге, утверждать трудно. В шестидесятые годы это были самые большие вертолеты в мире. Топ 10 моделей авиатехники тех лет, тем не менее, не обойдется без обоих. Следует, однако, запомнить цифру 38 тонн, такова масса этих машин.

самый большой вертолет в мире ми 12

Американские двадцатипятитонники

Итак, самые скромные весовые показатели советских вертолетов, разработка которых началась в пятидесятые и шестидесятые годы, имеют нижнюю границу в 38 тонн. А каков же ответ американских авиаконструкторов, гордящихся (и часто по праву) своими технологическими достижениями? Сразу же следует отметить, что даже попытки создать что-либо похожее на самый большой вертолет в мире Ми-12 (он же В-12) в США не предпринимались. Крупнейшая за всю американскую историю винтокрылая машина называется CH-53E, произведена она фирмой Сикорского в 1964 году и относится к двадцатипятитонному классу, хотя нормальный взлетный вес ее несколько превышает 19 т, остальное считается перегрузом. Всего построено 522 машины, они эксплуатируются вооруженными силами США, Израиля и Германии. Обращает на себя внимание скромная дальность полета, она составляет 422 км. Примерно такие же характеристики имел грузовой XH-17 фирмы Hughes Helicopters, прозванный в 40-е годы «летающим краном». Хорош и Боинг «Чинук» MH-47E, уверенно берущий 24,5 тонны груза.

самый большой вертолет в мире ми 26 характеристики

Tarhe Сикорского

Фирма «Сикорский» разработала в 1962 году еще одну модель тяжелого вертолета, она получила индекс "Tarhe CH-54". Грузоподъемность этой машины была равна 9 тоннам, а общая взлетная масса достигала 21 т. Главное достоинство этих винтокрылов состояло не в мощности (это тоже были далеко не самые большие вертолеты в мире), а в новаторском модульном принципе, примененном конструкторами. Грузовой отсек фюзеляжа выполнен съемным, и подлежал замене на другой функциональный блок в случае необходимости. Обе машины Сикорского активно применялись во Вьетнаме и зонах других военных конфликтов. В настоящее время CH-54 с вооружения армии США снят.

самый большой вертолет в мире ми 26 характеристики

Боевые тяжеловесы

Тяжелых вертолетов в мире не так уж много, предназначены они для применения в особых случаях, и потому выпускаются ограниченными сериями. Число типов, как российских, так и американских недостаточно для составления полноценного рейтинга, насчитывающего хотя бы десяток участников. Однако есть свой «топ-парад» и у боевых вертолетов. Тяжелейшим из них считаются американский AH-1 («Суперкобра») фирмы "Белл", весящий аж 20 тонн и мчащийся со скоростью 285 км/ч. Основная доля массы приходится на боевую нагрузку, топливо и броневую защиту, так как машина предназначена для нанесения ударов по наземным целям.

самые большие вертолеты в мире

Советский Ми-24 более универсален, он имеет не только штурмовые, но и десантные возможности, тем не менее он легче американской «Суперкобры» почти вдвое. Эта пара - самые большие вертолеты в мире ударного класса.