Прелюдия - это небольшое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы

Многие задают вопрос, что такое прелюдия. В первый раз услышав слово "прелюдия", особенно в детском возрасте, понимают его как “при людях”. И писать часто пытаются через "и".

прелюдия этоВ действительности это слово латинского происхождения, которое сейчас включено в состав многих европейских языков, имеет совсем другое значение. Оно переводится буквально как “перед игрой”. Значение слова прелюдия за долгие годы претерпело изменения. Это слово из области музыки. Прелюдия - это небольшое импровизационное произведение перед фугой.

Прелюдия как импровизация перед фугой

История жанра началась с импровизированных вступлений - они звучали перед сложными полифоническими музыкальными сочинениями, которые создавались для органа в XVI-XVII столетиях. Такие вступления были нужны, чтобы слушатель мог настроиться на восприятие сложнейшего переплетения голосов инструмента и уследить за музыкальной мыслью автора. Вначале слушателя погружали в тот мир звуков, который будет полностью раскрыт в основном произведении. Поэтому подобная предварительная настройка на первых порах не была произведением, а лишь подготовкой к нему и называлась прелюдированием. Если само исполняемое произведение уподобить архитектурному сооружению, то прелюдия будет в этом случае являться окружающим ландшафтом. Музыка ее свободна от излишней строгости. В ее основе лежит фантазия исполнителя, его импровизация. Бурные звуки органной музыки громко и торжественно сотрясали своды соборов, увлекая завороженных слушателей в мир музыки.

что такое прелюдия

Импровизация долгое время считалась нормой при исполнении музыки. Причем это касалось не только органной музыки, но и музыкальных произведений для лютни и клавесина. Однако в середине XVIII столетия время прелюдирования подошло к концу. Началась эпоха, когда музыка начала звучать не только в соборах и камерных гостиных. Она переместилась в огромные залы со светским многолюдьем. Здесь исполнителем музыкальных произведений стал оркестр.

Закат прелюдии при классицизме

Прелюдировать мог один человек - композитор. Каким образом можно прелюдировать в условиях оркестра? Ничего, кроме какофонии, такая затея не сулит. Поэтому сложнейшие полифонические мелодии, звучавшие в соборах, сменили значительно более простые и удобные для восприятия музыкальные формы. Необходимость в том, чтобы готовить и настраивать слушателей на произведение музыки, отпала. Новые виды произведений – увертюры, концерты, симфонии начинались столь броско, что внимание слушателя концентрировалось на мелодии с первых же минут. Прелюдия в музыке потеряла актуальность, как и фуга.

Революция Шопена

Так продолжалось вплоть до начала XIX века. Тогда думалось, что жанр прелюдии навсегда ушел из музыкальной жизни. Однако в это время оказалось, что стиль классицизма, почти отменивший сложную полифонию и сопутствующее ей прелюдирование, исчерпал себя. Началось новое время – эпоха романтизма с присущим ей стилем барокко.

значение слова прелюдия

«Второе рождение» жанр пережил благодаря молодому Фредерику Шопену. При Шопене понимание того, что такое прелюдия, изменилось. Именно он в своем творчестве смог раскрыть неисчерпаемость выразительных возможностей фортепианной миниатюры.

Шопен испытывал тягу к естественности чувств и романтически, одухотворенно воспринимал природу и пейзаж. Видимо он вспомнил как хорошо старые мастера умели передавать все оттенки настроений в своих прелюдиях. Они могли быть как нежными и созерцательными, так и бурными и неистовыми. Это в будущем ярко проявилось в творчестве Шопена.

Однако по прошествии столь долгого времени жанр не мог остаться таким, каким был. Сменилось несколько поколений, стали другими речь, манеры и привычки. То, что рассказывал в соборе органист своим прихожанам, совсем не годилось для салонной фортепианной музыки, исполняемой пианистом среди друзей или в концертном зале. Если для Баха прелюдия самостоятельного значения не имела и существовала обычно рядом с фугой, то Шопен сделал ее независимым полноценным произведением. И с этих пор значение названия жанра не соответствует изначально заложенному в него смыслу. С легкой руки Шопена понимание жанра стало не тем, что раньше. Теперь прелюдия - это музыкальная пьеса небольшого размера, которая служит музыкальной иллюстрацией какого-то одного настроения.

Шопеновской музыке присущи богатство переживаний, неожиданность оттенков, эмоций и целостность образов, запечатленных в них. Все прелюдии Шопена настолько совершенны, что до сих пор являются образцом для подражания.

Поскольку эти музыкальные произведения так малы, музыканты часто объединяют их в циклы. Создаются они для скрипки, фортепиано, ансамблей, оркестра.

прелюдия в музыке

Продолжатели

В XX веке великий знаток полифонии Д. Д. Шостакович вернулся к баховским традициям, создав цикл, состоявший из 24 музыкальных пьес.

Спустя несколько лет жанр прелюдии обогатили такие русские композиторы, как Скрябин, Рахманинов, Лядов. В их версиях это музыкальное произведение заиграло новыми красками. Так, прелюдии Рахманинова навевают зримые ассоциации и картины. Скрябин поражает утонченностью и мечтательностью, иногда сменяющимися дерзкой порывистостью. Сейчас это музыкальное произведение уже долгое время не претерпевает изменений. Прелюдия - это музыкальное произведение небольшого размера, которое не имеет строгой формы.

Другие значения

Следует отметить, что с некоторых пор это слово употребляется иносказательно. Теперь часто говорят, что прелюдия - это событие, предшествовавшее какому-либо более важному действию.