Пунктуационные и орфографические ошибки. Система работы над их устранением

Отработка навыков безошибочного письма - одна из главных задач, которую предстоит решить детям за время их обучения в школе. Для достижения этой цели учителями и методистами разработаны специальные программы, включающие в себя комплексы специальных заданий и упражнений.

Ознакомление с правилами постановки знаков препинания в тексте, как и правилами написания слов, начинается с первых уроков обучения грамоте и продолжается в течение всего курса средней школы. Несмотря на это, орфографические и пунктуационные ошибки наиболее часто встречаются в детских работах.

Как избавиться от ошибок при письме

Подобный вопрос интересует каждого, кто сталкивался в своей жизни с этой проблемой. Большое количество ошибок, допускаемых при письме, не только влияет на школьную оценку по русскому языку, но также может оказаться решающим показателем при приеме на работу, создать трудности при оформлении документов и так далее.

орфографические ошибкиСпециалисты утверждают, что любой человек, вне зависимости от возраста, уровня образования может искоренить все виды недочетов при письме, в том числе и орфографические ошибки. Именно они встречаются при письме наиболее часто.
Для этого необходимо поставить цель, набраться терпения, выделить немного времени для ежедневных занятий и обзавестись хорошим тренажером по русскому языку. В некоторых случаях даже наличие преподавателя не является обязательным условием.
В пособии, как считают многие специалисты, обязательно в большом количестве должны присутствовать упражнения, направленные на развитие зрительной и моторной памяти. Благодаря выполнению подобных упражнений орфографические ошибки можно полностью исключить.

Неизменяемые буквосочетания

Правила русского правописания имеют много особенностей. Большую группу составляют слова с неизменяемыми буквосочетаниями. Несмотря на то что для грамотного письма от обучающихся требуется лишь запомнить написание определенных сочетаний букв, орфографические ошибки часто встречаются именно в подобных словах.

орфографические и пунктуационные ошибкиК буквосочетаниям, о которых идет речь, относятся написания -оро-, -оло-, -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-. На первом этапе работы необходимо ознакомиться с правилами написания буквосочетаний. Они очень просты и легко запоминаются. Сформировать навык написания слов, содержащих указанные буквосочетания, можно путем выполнения системы упражнений. Задания могут быть такими:

  • на месте пропуска вставь нужную букву - в...р...та, в...р...на, п...л...вина;
  • продолжи ряд родственными словами, сохраняя буквенный состав корня - пороть, городить, молотить;
  • прочитай слова орфографически, каждый раз увеличивая скорость их произношения; напиши выученные слова под диктовку на следующий день.

Отыскать орфографические ошибки в написанном тексте ученик может самостоятельно, если его научить пользоваться ключами, которые обычно имеются во всех видах тренажеров.

Правописание неизменяемых частей слова

В русском языке имеется достаточное количество слов, при написании которых соблюдается принцип единообразия. Приставки, суффиксы, корни, переходя из группы в группу, не меняют своего буквенного состава.

Таких приставок и суффиксов в русском языке не очень много. Их можно запомнить. А написание корня необходимо научиться проверять путем подбора однокоренных слов.
В период формирования навыка написания частей слова используется большое разнообразие упражнений. Например, таких как: исправьте орфографические ошибки в тексте, найдите слова с определенной приставкой или суффиксом, составьте ряд, где приставка будет неизменной, а корень должен быть разным.

Правописание корня слова

Огромная доля орфографических ошибок, допускаемых в самостоятельных работах учеников, приходится на правописание корней. Лишь постоянная работа, упорная тренировка и доведение навыка до автоматизма помогут снизить уровень ошибок в этой части слова.

исправление орфографических ошибокУмение различать гласные и согласные, определять в слове ударный слог, обозначать части слова - это лишь небольшой перечень тех знаний, которые станут хорошей основой для обучения правописанию корней.
Богатый активный словарь ребенка позволит ему правильно и быстро подбирать проверочные слова для написания как гласных, так и согласных корня.

Пунктуация, ее значение

Изучению темы должно быть уделено особое внимание. Грамотная расстановка знаков препинания помогает более точно раскрыть смысл всего текста. Пунктуационные ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях учеников, искажают смысл написанного. Соблюдение этих правил важно не только в творческих работах, но при оформлении документов различного характера.

исправьте орфографические ошибки в тексте
Для формирования автоматического навыка постановки знаков препинания знания, полученные на уроках, должны быть систематизированы и закреплены в ходе регулярных тренировочных упражнений.

В систему упражнений, помогающих сформировать навык грамотного использования пунктуационных символов, должны быть включены следующие виды работ:

  • знакомство с правилом постановки того или иного знака;
  • чтение готовых текстов с объяснением расстановки запятых, точек, двоеточий, тире, использованных в них;
  • расстановка в тексте пропущенных знаков в конце или середине предложения;
  • самостоятельное составление предложений с выполнением условия использования в них определенных символов.

Самостоятельное исправление орфографических ошибок, как и пунктуационных, в собственных работах или упражнениях, выполненных одноклассниками, должно быть регулярным. Использование подобного упражнения в общей системе дает возможность сформировать хорошую орфографическую зоркость, что приведет к снижению количества ошибок, допускаемых при письме.