Модели мотоциклов, выпускаемые на предприятиях Советского Союза и Чехословакии

0
0

Мотоцикл - популярный вид транспорта для миллионов россиян, как городских, так и сельских жителей. Модели мотоциклов в период существования СССР были представлены промышленностью в достаточном разнообразии: начиная от легких моделей с двигателем 125 "кубиков" и заканчивая тяжелыми мотоциклами с коляской и объемом цилиндров 750 куб. см. Модели мотоциклов "Минск", "Ковровец", "М-72", "Иж-49", "Ирбит", "Днепр", "К-750" выпускались крупными сериями и были в свободной продаже. Цены составляли несколько месячных зарплат, но население покупало железных коней в кредит.

модели мотоциклов

Спрос и качество

Лучшие модели мотоциклов советского периода отправлялись на экспорт, и эти поставки за границу были одной из самых доходных статей Внешторга СССР. Качество белорусских или российских двухколесных машин было высоким, а цена назначалась на порядок ниже от стоимости японских аналогов. При этом советские модели мотоциклов были достаточно надежными и конкурентоспособными.

Мотоцикл "Минск"

В послевоенное время промышленность Советского Союза стала обновляться бурными темпами. Этот процесс затронул одно из предприятий Белоруссии - Минский мотоциклетно-велосипедный завод. К 1951 году был налажен выпуск модели "М1А". Предыстория появления минского мотоцикла связана с репарационными соглашениями между СССР и Германией, в ходе которых оборудование немецкого моторостроительного завода DKW было вывезено в Минск. Документацию обработали, станки установили. Один из немецких мотоциклов (модель DKW RT 125) стал выпускаться под названием "Минск М1А".

На базе первой модели затем было создано более тридцати различных модификаций, простых и надежных, завоевавших популярность не только на территории бывшего СССР, но и за рубежом, куда минские мотоциклы отправлялись крупными партиями. В настоящее время на предприятиях Минского ОАО "Мотовело" производятся мотоциклы, велосипеды, снегоходы, скутеры, квадроциклы.

мотоцикл минск

Чехословацкая "Ява"

В начале 60-х годов в СССР стали поставляться изящные мотоциклы вишневого цвета, которые отличались суперсовременным дизайном, двигатель работал тихо, а скорость машины достигала 120 километров в час. Это были мотоциклы марки "Ява" - продукция чехословацкого концерна.

Предприятие в местечке "Тынец на Сазаве" имеет свою историю. Первый мотоцикл "Ява" был выпущен в 1929 году по лицензии немецкой фирмы Wanderer. Машина получилась дорогой и тяжеловесной. Двигатель объемом 500 куб. см расходовал слишком много горючего, а его мощность оставалась неиспользованной. Мотоцикл спросом не пользовался.

Затем была разработана более легкая версия с рабочим объемом цилиндра 175 куб. см и еще две модели: с двигателями 350 и 250 см3. Эти машины уже были вполне конкурентоспособными и стали пользоваться спросом у населения.

Военный период

В 1938 году Чехословакию оккупировали немцы, и на заводе "Ява" началось производство военного оборудования. Но параллельно выпускались мотоциклы марки DKW немецкой разработки. После окончания войны на заводе возобновилось производство отечественных моделей. В 1946 году "Ява-250" завоевала золотую медаль на Парижской выставке.

мотоцикл ява

Чехословацкие мотоциклы в СССР

Выпуск новых мотоциклов "Ява-250" и "Ява-350" начался в 1953 году. Первая модель оснащалась одноцилиндровым двухтактным мотором, а на модификацию "Ява-350" устанавливался двухцилиндровый двигатель с высокооборотными характеристиками.

В СССР мотоциклы "Ява" стали поступать в большом количестве начиная с 1964 года. В магазинах все чаще можно было увидеть вишневую красавицу. Модель "Ява-350" комплектовалась боковой коляской, и такой вариант считался особо престижным. Советские мотоциклы с боковым прицепом того времени выглядели неуклюже и спросом не пользовались. "Ява" с коляской была мечтой многих советских мотоциклистов, но она всегда находилась в дефиците.