Очередь на улучшение жилищных условий. Субсидии на улучшение жилищных условий

0
0

В России на правительственном уровне принята программа улучшения жилищных условий. Она направлена на поддержку незащищенных категорий населения. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны пройти определенную процедуру регистрации. Основные правила, касающиеся ее, а также порядок снятия с учета и основания для этого определены в статьях 52-56 ЖК.

улучшение жилищных условий

Учет

Порядок, в соответствии с которым осуществляется постановка на улучшение жилищных условий, регламентирован в ст. 52 ЖК. Правила, зафиксированные в этой статье, направлены на малоимущих и прочие категории. Регистрацию их осуществляет территориальный орган местного самоуправления. В ч. 2 ст. 52 ЖК определено, что лицо, имеющее несколько оснований для регистрации на улучшение жилищных условий, может пройти процедуру по любому из них или по всем одновременно.

Место регистрации

По месту своей прописки лицо подает заявление на улучшение жилищных условий. Москва, как известно, разделена на административные округа. В каждом из них действует УДЖПиЖФ. В Управлении осуществляется прием и рассмотрение документов, принимаются решения. Улучшение жилищных условий (Москва стала первым городом, где началась процедура регистрации) осуществляется путем:

  • Предоставления помещений по договору найма.
  • Принятия участия в городских накопительных системах.
  • Предоставления субсидии на улучшение жилищных условий.
  • Приобретения помещений в собственность с рассрочкой либо с помощью заемных средств.

субсидии на улучшение жилищных условий

Чтобы воспользоваться одним из этих способов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обращаются по месту своей прописки. Однако достаточно много людей ее не имеют. Для таких лиц в ЖК введена отсылочная норма, по которой лица подают заявление не по месту их жительства/прописки. Это, например, касается людей, чья трудовая деятельность связана с постоянными переездами.

Процедура регистрации

Чтобы встать на улучшение жилищных условий, необходимо к заявлению приложить документы, которые подтверждают данное право. После принятия бумаг заявитель получает расписку. Законодательство устанавливает императивные правила, по которым в течение месяца орган самоуправления рассматривает документы и выносит решение. Лицо может быть включено в очередь на улучшение жилищных условий или ему может быть в этом отказано.

Законодательная база

Признание в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением. Оно в трехдневный срок направляется заявителю с курьером либо выдается на руки. По ст. 52 ЖК, порядок учета лиц, включенных в очередь на улучшение жилищных условий, регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. Кроме этого, он регулируется и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами. К ним, например, относят инструкции по учету для:

  • Сотрудников центрального управления Госгортехнадзора.
  • Работников подразделений, непосредственно подчиняющихся МВД РФ.
  • Федеральных госслужащих.
  • Работников служб контроля оборота психотропных веществ и наркотиков и так далее.

улучшение жилищных условий молодым семьям

Местные органы власти должны предоставить сведения о количестве лиц, принятых на учет на улучшение жилищных условий, обеспечить к спискам свободный доступ.

Отказ

Основания, по которым может быть принято отрицательное решения по заявлению, установлены статьей 54 ЖК. Перечень причин, приведенных в п. 1-3, части 1 считается исчерпывающим. Лицу может быть отказано по следующим основаниям:

  1. К заявлению не были приложены документы, доказывающие соответствующее право.
  2. Были предоставлены бумаги, которые не доказывают, что лицо является нуждающимся.
  3. Было установлено, что заявитель намеренно ухудшил состояние помещения, чтобы быть принятым на учет.

В последнем случае лицо может рассчитывать на улучшение жилищных условий не ранее, чем через 5 лет после совершения соответствующих действий. Если заявление подано до того, как истек этот срок, лицу будет отказано. Законодательство не допускает других оснований для отказа. Иные причины не могут быть установлены нормативными актами субъектов.

Важный момент

При вынесении отрицательного решения уполномоченный орган в обязательном порядке должен обосновать его, ссылаясь на конкретное нарушение из перечня, приведенного выше. Другие требования федеральным законодательством не установлены. Дополнительные правила могут определяться в соответствии с муниципальными и региональными нормами. Решение об отказе составляется в письменном виде в соответствии с правилами, предусмотренными для оформления такого рода документов. Гражданин имеет право обжаловать отказ в судебном порядке.

нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Сохранение права на улучшение жилищных условий граждан

Правила в отношении этого формулируются в ст. 55 ЖК. Программа улучшения жилищных условий предусматривает определенные гарантии для лиц, находящихся на учете. В частности, они не могут лишиться своего права в произвольном порядке. Снятие с учета осуществляется в том случае, если им предоставляется соответствующее помещение по решению компетентного органа. Это может производиться и в случае, если имеют место основания, сформулированные в ст. 56, ч. 1 ЖК.

Снятие с учета

Правила для проведения этой процедуры установлены статьей 56. Лица снимаются с учета при:

  1. Подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
  2. Утрате оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.
  3. Выезде в другое МО, кроме случаев переезда в пределах городов фед. значения.
  4. Получении субсидии на улучшение жилищных условий от органа государственной либо местной власти на приобретение помещения.
  5. Предоставлении земельного участка для строительства дома.
  6. Выявлении в переданных в уполномоченный орган документах данных, не соответствующих действительности и послуживших основаниями для постановки на учет в качестве нуждающихся, а также незаконные действия должностных лиц компетентной структуры при принятии решения.

встать на улучшение жилищных условий

Указанный перечень считается исчерпывающим. Изменение приведенных оснований или дополнение их допустимо только при внесении корректировок непосредственно в Кодекс.

Особенности принятия решения о снятии с учета

Императивная норма части 2 ст. 56 ЖК устанавливает, что акт о снятии с регистрации в качестве лица, которому необходимо улучшение жилья, может приниматься только тем органом, который принимал решение о внесении этих лиц в списки. Документ должен быть утвержден не позже месяца с даты выявления соответствующих обстоятельств. В решении о снятии лиц с учета на улучшение условий жилья должна в обязательном порядке присутствовать ссылка на соответствующие причины. Они предусмотрены в ст. 56, ч. 1. Решение о снятии с учета выдается гражданам на руки либо направляется по почте в трехдневный срок с даты принятия. Этот акт может быть оспорен в судебном порядке. Требования к содержанию решений о снятии лиц с учета, правила, в соответствии с которыми осуществляется уведомление лиц об этом, аналогичны тем, которые действуют для отказа от регистрации людей в качестве нуждающихся.

Исключения

В законодательстве Москвы указаны категории, которые не подлежат снятию с учета в качестве лиц, которым необходимо улучшение условий проживания. К ним относят:

  1. Не обеспеченных помещениями в соответствии с нормами предоставления, кроме лиц, подавших письменное согласие на получение площадей меньше нормы.
  2. Лица, живущие в квартирах коммунального типа, кроме тех, кто:
  • Получил отдельное жилье с учетом размера общ. площади занимаемого помещения.
  • Использовал бюджетные средства, выделенные в установленном порядке.
  • Получил ссуды/кредиты на возвратной основе.
  • Использовал прочие виды государственной поддержки на приобретение или строительство.
  • Имеет самостоятельное право пользоваться отдельной квартирой.
    признание в улучшении жилищных условий

Ухудшение состояния помещения

Как выше было сказано, граждане, совершившие действия, вследствие которых условия их проживания стали хуже, имеют право на постановку на учет для их улучшения по истечении 5-ти лет после этого. К таким мероприятиям относят:

  1. Изменение порядка, согласно которому осуществляется пользование помещением.
  2. Обмен жилплощади.
  3. Неисполнение договора социального, коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой, безвозмездного пользования, вследствие которого лица были выселены в судебном порядке.
  4. Изменение в составе семьи (расторжение брака, выселение лиц).
  5. Установление долей, их выделение или изменение собственниками помещений.
  6. Отчуждение жилья или его части у законных владельцев.

Утрата помещений

Учет граждан, потерявших жилплощадь и имеющих по законодательству право на получение помещений в первоочередном и внеочередном порядке, заселение производится исполнительными органами власти по месту расположения утраченного жилья. Такой порядок действует в случае, если ранее занимаемые квартиры не могут быть возвращены вследствие сноса или переоборудования в нежилое сооружение.

Молодые семьи

Для этой категории предусматриваются федеральные и региональные проекты. Кроме них, разработаны специальные банковские предложения, в рамках которых предоставляются кредиты на улучшение жилищных условий. Молодым семьям для получения помощи следует соблюсти определенные требования:

  1. Возраст лиц не должен быть больше 35 лет.
  2. Супруги должны стоять на учете как нуждающиеся в улучшении условий проживания.
  3. Совокупный доход лиц в месяц должен быть достаточным для погашения ипотечного кредита.
    постановка на улучшение жилищных условий

Компенсационные выплаты

При соблюдении указанных выше требований супруги имеют право на субсидию безвозмездного характера. Она выделяется им из госбюджета. Использование средств допускается только на цели, установленные в рамках государственной поддержки. К ним относят:

  1. Выплату ипотечного кредита.
  2. Оплату последнего либо первого взноса для лиц, которые являются участниками кооператива.
  3. Приобретение помещения для проживания.
  4. Проведение строительства собственного дома.

Размер государственных дотаций

В зависимости от количества субъектов устанавливается конкретная величина суммы на улучшение жилищных условий. Молодым семьям, состоящим только из двух супругов, выделяется 35% от стоимости помещения. Если кроме них есть дети, то размер бюджетных средств - 40% от цены квартиры. Сумма субсидий в денежном исчислении устанавливается по стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном регионе в соответствии с нормативами по метражу (от 18 до 21 м2/человека).

Банковские предложения

Что касается финансовых программ, направленных на улучшение условий, в которых проживают граждане, то, в связи со сложившимся кризисом на современных рынках, их предоставляют только крупные кредитные институты. К примеру, Сбербанк предлагает определенные льготы при оформлении ипотеки. Первоначальный минимальный взнос для молодых семей с детьми может быть 10-20%, для бездетных супругов - 15%. При этом для обычных заемщиков он начинается с 20%. При появлении детей после взятия ипотечного кредита банк может предоставить отсрочку выплат. В процессе непосредственного оформления займа учитываются и доходы созаемщиков, и дополнительные поступления. Это позволяет взять в кредит более крупные суммы. Молодые семьи, таким образом, могут воспользоваться и государственной поддержкой, и специальными предложениями от крупных банковских организаций для улучшения своих жилищных условий.

Заключение

Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости и положение отдельных категорий лиц, государство разработало и утвердило ряд программ, ориентированных на помощь в приобретении жилья и улучшение условий жизни. В России достаточно много людей, которым необходима такая поддержка. В первую очередь к ним относятся молодые семьи, малоимущие, лица, проживающие в ветхом жилье. На правительственном уровне разработан и внедрен порядок постановки таких лиц на учет. В ЖК действуют статьи, регламентирующие особенности процедуры регистрации, принятия решения об удовлетворении в заявлении или отказе в этом. В Кодексе установлены основания, по которым нуждающиеся включаются в списки, снимаются с учета. Приведенные в законодательстве перечни считаются исчерпывающими. Граждане, не согласные с теми или иными решениями, имеют право на их обжалование в суде. Особое значение в реализации правительственных проектов имеют предложения банков. Крупные кредитные институты разрабатывают льготные проекты, в рамках которых люди могут приобрести новые квартиры. Различные программы позволяют в достаточно непростых современных условиях улучшить положение незащищенных категорий людей.