Федеративное устройство РФ. Особенности федеративного устройства России

0
0

Федеративное государственное устройство выступает в качестве одной из форм строения страны. Вместе с политическим режимом и моделью правления оно является элементом национально-территориальной структуры. Рассмотрим далее особенности федеративного устройства России.

федеративное устройство

Общая характеристика

Федеративное устройство России представляет собой национально-территориальную организацию страны. Оно отражает правовой статус и состав ее элементов - субъектов. Эта форма также характеризует взаимоотношение структурных частей страны с центральной властью. Федеративное устройство России предполагает целостность и суверенитет державы. В ее состав включены различные виды субъектов. К ним относят:

  1. Края.
  2. Области.
  3. Автономные округа.
  4. Республики.
  5. Города фед. значения.
  6. Автономные области.

Основы федеративного устройства закрепляются в Конституции РФ.

Целостность

Принципы федеративного устройства страны устанавливаются ч. 3 ст. 5 Конституции. В качестве одного из них выступает целостность. Она означает, что РФ является единым, нераздельным государством, включающим в себя другие образования. Субъекты не могут выйти из состава страны. Это соответствует мировому опыту и международным стандартам. Целостность выступает в качестве естественной черты независимых держав.

федеративное государственное устройство

Единство системы

Федеративное устройство является результатом волеизъявления многонационального народа страны. Преамбула действующей Конституции указывает на то, что население выступает в качестве хранителя исторически сложившегося единства. РФ является субъектом международных правоотношений. Страна имеет единую общую территорию, включающую площади всех субъектов. Федеративное устройство РФ отражает ее суверенитет, право обеспечивать собственную неприкосновенность. В стране действует единая законодательная система, гарантируется свободное передвижение граждан, продукции, финансов, услуг, единство экономической зоны. РФ самостоятельно устанавливает юридическую базу рынка.

Система власти

Федеративное устройство предполагает единую правительственную структуру. Существование властной системы неразрывно связано с целостностью страны. Единая система проявляется в суверенитете державы, деятельности общефедеральных правительственных органов. Их полномочия распространяются по всей стране. Ключевое значение имеет верховенство Конституции РФ и ФЗ. Структура власти в стране отличается многоступенчатостью. Субъектам предоставляются широкие полномочия и самостоятельность при реализации власти. Вместе с этим они обязаны признавать конституционное разделение компетенции между РФ и ее административно-территориальными образованиями. Вне полномочий Федерации субъекты наделяются всей полнотой власти.

принципы федеративного устройства

Исполнительные органы

Федеративное устройство предполагает самостоятельность субъектов в вопросе формирования властных структур. Однако при этом создание исполнительных органов должно осуществляться в соответствии с конституционными положениями и общими нормами организации институтов власти. Наличие такого требования позволяет обеспечивать единство системы правительственных структур. Ключевое значение в этом вопросе имеет то, что исполнительные институты субъектов и самой Федерации формируют общую власть во всей стране. Она действует в пределах компетенции и полномочий РФ по проблемам общего ведения с субъектами. Для осуществления единого государственного регулирования органы федеральной власти вправе формировать территориальные подразделения и назначать должностных лиц. Гарантия единства власти проявляется в том, что президент страны и правительство обеспечивают реализацию ее полномочий по всей территории РФ.

основы федеративного устройства

Предметы ведения

Разделение компетенции между территориальными образованиями и РФ выступает еще одним принципом федеративного устройства. Он также закрепляется Конституцией. Основной закон, в частности, определяет:

  1. Перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, которые уполномочены разрешать исключительно федеральные властные институты. Для этого они наделяются соответствующими обязанностями и правами.
  2. Вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Правовые акты административно-территориальных образований страны должны соответствовать ФЗ по этим же предметам.
  3. Перечень вопросов, относящихся исключительно к ведению субъектов.

Законы

В рамках компетенции Федерация и ее субъекты принимают нормативные акты, разрешают вопросы общественной и государственной жизни. Относительно предметов ведения РФ утверждаются ФЗ. Они обладают прямым действием на всей территории страны. По предметам общего ведения принимаются ФЗ, в соответствии с которыми впоследствии субъекты утверждают свои законы и прочие акты. Последние не могут противоречить юридическим нормам, принятым на высшем уровне. При наличии несоответствия приоритетным действием обладает ФЗ. При этом, в случае противоречия федерального закона и нормативного акта субъекта по вопросу, находящемуся вне ведения РФ и общего ее ведения с административно-территориальными единицами, преобладающее значение будет иметь акт последнего.

особенности федеративного устройства России

Самоопределение и равноправие народов

Это еще один принцип, в соответствии с которым сформировано государство. Равноправие и самоопределение закрепляются в Преамбуле к Конституции. Россия представляет собой многонациональную страну, что отражает ее федеративное устройство. На сегодняшний день в состав РФ входят субъекты, сформированные по национальному и территориальному критерию. К первым субъектам, в частности, относят республики и автономные единицы. Во вторую категорию входят города Санкт-Петербург и Москва, области и края страны. Население республик и автономных единиц многонационально. В крупных городах фед. значения, областях и краях также проживает множество представителей разных народностей. Равноправие населения проявляется в наличии одинаковых возможностей для развития нации, ее культуры. Конституция гарантирует равенство прав всех граждан вне зависимости от расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности, языка.