Художник Иероним Босх: картины

Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Его фантасмагории толковали не только малоискушенные зрители, но и духовенство, а также философы, искусствоведы и, естественно, художники.

Общая характеристика творчества

Однозначное мнение ни одна из его картин не вызывает: так много там средневековых символов, значение которых мы не знаем или частично или полностью утратили. В них заложено много личных образов, просто «ребусов», рожденных душевным состоянием и умом художника. Затрудняет оценку его работ еще и то, что сам художник им не давал названий, предлагая думать о них все что угодно, не подталкивая мысль на заезженную колею. В этом статье мы рассмотрим отдельные картины Босха с названиями и описанием.

Триптих – аллегория алчности

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Перед странником лежит ненадежный мостик. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели, и какова она. Но вот створки раскрыты, и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок.босх картины На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Внизу под ним буйствует Жадность. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Тем не менее все его хватают при помощи вил, лестниц и просто руками снизу охапками, кто сколько может унести. Никто не обращает внимания на подъехавших Папу и императора, а также на то, что этот стог им черти подсунули, соблазняя к воровству, и сами медленно везут с ним телегу. Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути, и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Они не вмешиваются в суетню, не останавливают обезумевших людей, проявляя тем самым грех гордыни. Стяжательство толкает людей на путь обмана: притвориться слепым и вымогать подаяние, изобразить из себя врача, поражая легковерных дипломами и бутылочками с лекарствами. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Рядом сидит в кресле тучный монах. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.

Левая створка посвящена Еве, которая соблазнена яблочком, которое ей протянул искуситель, тема продолжается на другом пространстве створки. Ева отвернулась от Архангела и смотрит на земной мир центральной створки – таковым будет горькое последствие ее греха. А Бог по-прежнему взирает на все с небес огорченно и разочарованно.

Правая створка – это Ад. Проповедники в церкви старались красноречиво описать мирянам все ужасы Преисподней. Только Иероним Босх, картины которого показывали кошмары, основанные на библейских рассказах, ярче живописал его пожары и огни, а также то, к чему ведет бесовское строительство Вавилонской башни. В нее уже заводят грешников страшные существа, которых мысль обычного человека представить не может.

"Роттердам", "Пилигрим" или 'Торговец вразнос"

Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник.иероним босх картины У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. За спиной оборванца – котомка с нехитрыми пожитками, на поясе – кинжал, ибо дороги полны опасностей. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду. Это здание, привлекшее к себе внимание скитальца, по Босху и есть все мирские соблазны, которые дьявол посылает людям. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.

Притягательность художника

Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. В наши дни без дат трудно проследить эволюцию развития художника. Все его картины изумляют, но динамики, изменения стиля, в них не просматривается. Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. А все потому, что они успешно продавались и одобрялись церковью за показ полноты наказаний в Аду, которые ждут каждого согрешившего. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов…», «Поклонение волхвов».

Триптих из коллекции испанских королей

Глядя на закрытые створки, на которых изображен Мир на 3-й день творения, суровый и серый, за которыми скрыта известнейшая картина Босха «Сад земных наслаждений», зритель не может вообразить, какой калейдоскоп цвета за ними скрыт.

На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Босх картины наполняет неожиданными для Рая на переднем плане сценами поедания птицами и кошкой своих жертв. И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.корабль дураков картина босха

Центральная створка рассказывает о многочисленных грехах человеческих. О сладострастии, которому предаются все люди без исключения. Ягоды, которые они поедают, – ежевика и «клубничка» невероятной величины, – означает то же самое, что в наше время – скабрезность и эротику. Обнаженность и почти бесполость людей только усиливают впечатление великого содомского греха, которому все радостно предаются.

Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное, ибо это – черный Ад. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.

Концепция Ада

В Средние века и позже отдельные люди задавались странным вопросом: «Существует ли сейчас Ад и Рай?» Ведь, по Писанию, он должен открыться только после Страшного суда, который еще не пришел на нашу грешную землю. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда?» – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Как воссоединится душа с телом? С его юной оболочкой, или если человек умер древним старцем, то в таком облике он и будет пребывать? «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело?» – и такие вопросы задавали тоже. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела?» – это тоже волновало отдельных богословов. «Если же это должно произойти, то как душа найдет именно свое тело в сонмище умерших за прошедшие тысячелетия?» На эти вопросы нет ответа до наших дней. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал, изображая и Рай, и Ад, которые уже действуют. По Писанию они все еще закрыты. Это – кощунственная для церкви мысль.

Страсти по Босху

Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Картина Босха показывает корабль. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Что же мы видим у Босха?картины босха фото Пастыри и паства совместно беспутствуют. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Это уже безнравственность и блуд. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. На мачте привязан жареный поросенок, и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Другой объелся до рвоты. Теперь это Корабль Зла, и плывет он прямиком в Ад. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Он – живое обличение глупости и безбожия. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Картина Босха – не иллюстрация к ней. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре.

Сатира в произведениях художника

Еще в XVII веке очень ценили произведения, которые писал Иероним Босх. Картины рассматривали, как сатиру на разгул страстей, извращение и вообще на все греховное. Мы не сможем рассмотреть все наследство мастера – 25 картин. Еще три произведения, которые написал Босх, – картины с названиями: «Страшный суд», «Семь смертных грехов…» и «Искушение св. Антония» - мы рассмотрим в нашем обзоре.

Академия искусств в Вене

В ней хранится самый большой триптих – «Страшный суд», который Босх создал между 1500 и 1505 годами. Уже его внешние створки внушают беспокойство. Они готовят зрителя к пугающему внутри зрелищу.

Перед вами - репродукция картины Босха. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.картины босха с названиями и описанием Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. На черном фоне расположен под ним Ад. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых.

Левая створка – это потерянный цветущий Рай после нарушения запрета Бога Евой. Черные птицы греха так и роятся в облаках, когда херувим изгоняет мечом людей из Эдема.

Правая створка приводит зрителя вновь к адскому огню, мукам и стенаниям грешного человечества. Химеры и чудовища, изображенные бурной фантазией художника, многообразны и неистощимы.

Ранняя работа

Это столешница, которая никогда не была ей и всегда висела на стене Эскуриала. Она называется «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» и изображает око Господне. Христос – в центре зрачка. Он видит все, о чем сообщает надпись на латыни во втором круге. Четвертый круг наиболее интересен. Он разделен на семь секторов с семьюю смертными грехами. Перед нами проходят чревоугодие, лень, похоть, гордость, гнев, жадность и зависть. Их постоянство подчеркнуто непрерывным хождением по кругу.блудный сын картина босха

Четыре последние вещи художник расположил в кругах по углам: Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Особенно страшна одна из двух надписей на свитках, грозное предупреждение Господне – отвернуть от грешников Лик свой и увидеть их конец.

Заказ из Лиссабона

«Искушение святого Антония» имеет различные трактовки, но у Босха триптих приобретает вселенский масштаб.

Створки исполнены в любимой технике неяркой гризайли. На одной из них схвачен Христос, преданный Иудой. На второй он упал на пути к Голгофе, не вынеся тяжести креста.

Центральную часть заполнили бесы всех видов и нечестивцы. На ней свершается черная месса.босх картины с названиями

На левой створке дважды изображен сам святой. Первыйй раз Св. Антоний лежит на летящем крылатом бесе, погруженный в молитву, и не замечает, что среди них присутствуют жаба, лиса, водяной с рыбой. Молитва святого сильнее бесовских ухищрений. Второй раз он – в окружении братьев-монахов после падения. Предполагают, что среди них Босх написал свой портрет.

На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Но отшельник не смотрит на нее, и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру! Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.

На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. Картины его и сегодня актуальны, поскольку грехи остались прежними.