Аварийная посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году

Как и большинство подобных историй, начиналось все достаточно банально. Утром 21 августа 1963 года из Таллина в Москву вылетел пассажирский самолет Ту-124. Это был самый обычный штатный рейс, не предвещающий ничего сверхъестественного. Но судьба распорядилась иначе.

Взлеты и посадки

Многие летали на самолетах и знают о традиции аплодировать пилоту, едва авиалайнер коснется земли. Люди, тем или иным образом связанные с авиацией и аэродинамикой, сказали бы: «Рано радуетесь!»посадка на Неву ТУ-124. Фото

В действительности поднять машину в воздух и приземлить для экипажа – самые трудные и опасные моменты полета. Хлопать стоит, когда самолет не только совершил посадку, но сумел остановиться и заглушить турбины.

Иногда даже самая маленькая плохо закрепленная деталь может спровоцировать крушение воздушного судна и гибель большого числа людей. Именно это и произошло в то августовское утро в эстонском аэропорту Юлемисте.

Поломка на взлетной полосе

Еще на взлетной полосе, набирая высоту, советские летчики поняли, что переднее шасси заклинило. С такой серьезной неисправностью посадить самолет в обычном порядке не представлялось возможным. По всем правилам аэродинамики он просто-напросто опрокинулся бы, едва коснувшись земли задними колесами.

Виновником поломки стал маленький шаровой болт, выпавший из механизма, ответственного за выпуск переднего шасси. То ли это была халатность механиков аэропорта, то ли нелепая случайность, проблема в любом случае существовала.

В прессе этот момент практически не освещался, поскольку нельзя было ставить под сомнение надежность советского авиапрома. Самолеты, сделанные в СССР, априори самые лучшие в мире.

Экипаж проблемного ТУ-124 пытался устранить неполадку собственными силами, прорубив в фюзеляже брешь, но должного результата не достиг.

Пункт назначения – Ленинград

Сообщив о заклинившем шасси диспетчеру, пилоты получили предписание лететь в аэропорт Ленинграда и сажать самолет на аварийную полосу. По сути, она представляет собой огромное поле глубоко вспаханной земли, которая смягчит приземление.

Заправленный под завязку лайнер должен был израсходовать весь запас топлива, прежде чем совершить настолько рискованный маневр. В противном случае вероятность взрыва при посадке была слишком высока.Аварийная посадка ТУ-124 на Неву

Экипажу ничего не оставалось, как нарезать круги над Северной столицей, сжигая керосин. Надо отдать должное стюардессам, на долю которых выпало успокаивать взволнованных пассажиров, то и дело задающих вопросы: «Почему мы не садимся?» Как им удавалось сохранять спокойствие, зная, что они находятся на волосок от смерти, одному Богу известно.

Топливо на нуле

В то время как аварийные службы готовились принять неисправный борт, случилось еще одно происшествие. Над самым центром Ленинграда у самолета заглохла сначала одна, а потом и вторая турбина.

Приборы тех лет имели большую погрешность, и летчики попросту перестарались, веря показаниям расходомера топлива. Дело принимало еще более опасный поворот.

В Пулковском аэропорту, узнав шокирующие новости, еще надеялись, что лайнер дотянет до аварийной полосы, планируя над городом. У пилотов такой уверенности не было, поскольку ТУ-124 для таких маневров слишком тяжел и неповоротлив. При отказе двигателей он резко клюнул носом и начал стремительно терять высоту. Счет шел на секунды…

Судьбоносное решение

Виктор Яковлевич Мостовой, летчик с большим стажем, не видел другого выхода, кроме как сажать самолет на Неву. В этом его поддержал и второй пилот, Василий Чеченев, служивший ранее в морской авиации. Его легендарные слова: «Витя, садись на Неву!» - могут встать в один ряд с гагаринским «Поехали!».

Решение было молниеносным, времени на раздумья не было, да и откуда оно возьмется, когда машина с креном в 30° летит на жилые кварталы, теряя и без того малую высоту с каждой последующей секундой.

Аварийная посадка ТУ-124 на Неву

Менее 500 м оставалось до встречи с землей, когда командир экипажа вырулил к месту возможной посадки. Здесь река не делала крутых поворотов и была достаточно широка, чтобы принять такой необычный корабль. Дело происходило над строящимся в те годы мостом Александра Невского.Аварийная посадка ТУ-124 на Неву 21 августа 1963 года

Пройдя в каких-то 40 метрах над опорами Большеохтинского моста, чудом не зацепив одну из них, самолет неминуемо приближался к воде. Казалось бы, все идет хорошо, насколько это возможно в данной ситуации, но все осложнил проплывавший по Неве буксир.

Ценой нечеловеческих усилий пилотам удалось разминуться с этой преградой. Через мгновение корпус ТУ-124 вспахал мутные невские воды.Аварийная посадка ТУ-124 на Неву. История

Прошло менее 15 секунд от момента остановки винтов до приводнения. Людям, находившимся на борту, показалось, что прошла целая жизнь.

Успешная посадка ТУ-124 на Неву 21 августа 1963 года стала небывалым событием в воздухоплавании. Никто из 45 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадал.

Посадки самолетов на воду

Подобные благополучные исходы, такие как аварийная посадка ТУ-124 на Неву, история гражданской авиации может пересчитать по пальцам.

Первый случай датируется 1956 годом, когда Боинг-377, летевший рейсом Гонолулу - Сан-Франциско, сел на воду посреди Тихого океана из-за отказа 2 двигателей. Все 24 пассажира и 7 членов команды выжили и были эвакуированы до того, как лайнер пошел ко дну.

В ноябре 1968 самолет японских авиалиний DC-8, следовавший рейсом Токио – Сан-Франциско, из-за ошибочных показаний высотомера и плохой видимости успешно завершил полет, приводнившись в полукилометре от взлетной полосы. Посадка была настолько мягкой, что все 107 человек, бывших в тот момент на борту, не получили ни царапинки.

История с посадкой Аэробуса-А320 на Гудзон была широко освещена в прессе. Инцидент произошел в 2009 году с пассажирским бортом, выполнявшим плановый полет Нью-Йорк – Сиэтл. Причиной аварийной посадки стала стая диких гусей. Птицы повредили обе турбины, и командир экипажа принял решение садиться на реку. Погибших не было.

Были и другие похожие истории, однако каждая из них заслуживает отдельного подробного повествования.

Первые минуты после «второго рождения»

Вернемся же в 1963 год. Посадка ТУ-124 на Неву была произведена мастерски. Даже бутылки с пивом, которые были на борту и предназначались для буфета, не разбились.

Понятное дело, что люди были взволнованы и шокированы произошедшим. Кто-то плакал, кто-то находился в ступоре, кто-то тайком от всех крестился.1963 год. Ту-124, посадка на Неву

Буксир, в который самолет чуть не врезался, помог оттащить тонущую машину к плотам у берега. По согнутому крылу пассажиры быстро перебрались на сушу. Последним борт, как водится, покинул командир.посадка ТУ-124 на неву

Он заметно выделялся среди толпы, которая уже окружила место посадки. Виктор Мостовой казался бодрым и несколько возбужденным, и только его экипаж, отлетавший с ним не один год, видел, как сильно трясутся его руки.Посадка ТУ-124 на Неву в 1963

Аварийная посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году была вопиющим случаем. Территорию быстро оцепила милиция, на место прибыли сотрудники КГБ, работники аэропорта, скорая помощь. Зевак препроводили за ограждение, на тот момент их собралось уже больше тысячи.

Почему же так тщательно скрывалась посадка на Неву ТУ-124? Фото делать милиция запрещала, а у тех, кому все же удалось запечатлеть столь беспрецедентное событие, люди из органов засвечивали пленки. Ответ прост: в Советском Союзе самолеты не падают!

Судьба самолета, судьба экипажа

К вечеру того же дня многострадальный ТУ-124 затонул. Позже его подняли специальным плавучим краном. Промокший багаж вернули пассажирам.

Виктора Мостового, воздушного аса, спасшего столько жизней, сначала назвали разгильдяем, а потом и вовсе отстранили от полетов, как и весь экипаж.

Информация о том, что в Ленинграде имела место посадка ТУ-124 на Неву, все же просочилась в западную прессу. После выхода нескольких статей в «Аэрофлоте» Мостового все-таки поблагодарили и представили к ордену, а его команду – к медалям.Посадка ТУ-124 на Неву. Документальный фильм

Стоит ли удивляться, что обещания так и остались на бумаге? Шел 1963 год. Ту-124, посадка на Неву, поломка стойки шасси, неверные показания приборов – все это крайне не нравилось руководителю конструкторского бюро, товарищу Туполеву. Именно с его подачи награждение экипажа отложили на неопределенный срок.

Хрущевка за подвиг

Руководители «Аэрофлота» все же не оставили геройский экипаж без наград. Виктору Мостовому и штурману Виктору Цареву государство выделило по малогабаритной квартире на улице Вавилова в Москве. 24 квадратных метра за десятки спасенных жизней.

Хотя в те годы все могло закончиться гораздо печальнее. Стране Советов проще было обвинить в халатности пилотов, чем подорвать доверие к отечественному самолетостроению.

Воспоминания жены героя

Жанна, жена Мостового, узнала о том, что произошла посадка ТУ-124 на Неву, только 1 сентября, но зато из первых уст. Они возвращались с дочкой из Воронежа, где гостили у бабушки, Виктор встречал их на Казанском вокзале. Именно там он и поведал супруге о том, что его отстранили от полетов, и о подробностях того рейса.

После случившегося Мостового направили в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Однако учеба не сложилась, и скоро он опять вернулся в родной отряд.

Жена знаменитого летчика рассказывает, что Виктор был просто «болен» небом. В юности он продал дорогую ему вещь – фотоаппарат, чтобы купить билет до Бугуруслана, где находилось известное летное училище. Мостовому было всего 19, когда ему предложили место второго пилота на гражданском самолете.

На закате жизни семье пришлось иммигрировать в Израиль. Получив квартиру недалеко от Тель-Авива, опытнейший летчик устроился работать на текстильную фабрику. Перенеся два инфаркта, он готовился к операции на сердце, но в ходе обследования у него обнаружили рак. Жизнь этого отважного человека оборвалась в 1997 году, но его подвиг – посадка ТУ-124 на Неву - будет жить в памяти людей.

В наши дни материалов о том чудесном приводнении достаточно много. «Посадка ТУ-124 на Неву», документальный фильм, снятый в 2015 году, широко освещает события того далекого августовского дня. Однако много документов и фотографий до сих пор хранятся в архивах органов Государственной безопасности под грифом «секретно».

Посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году стала не только яркой страницей в истории авиации, но и примером мужества и самообладания наших летчиков. Русские асы во все времена считались лучшими в своем деле. Читая об их подвиге, хочется поклониться им в ноги и сказать: «Спасибо, что вы есть!»