Святой пророк Иезекииль

Весной 586 года до н. э. столицу Иудейского царства Иерусалим постигло страшное несчастье – он оказался захвачен войсками вавилонского царя Навуходоносора. Храм, построенный царём Соломоном и являвшийся духовным центром еврейского народа, был разрушен, а городские стены срыты. Всех иудеев, избежавших смерти, вместе с их царём Иехонией угнали в рабство. Судьбу прочих невольников разделил и пророк Иезекииль, устами которого сам Бог впоследствии изъявлял Свою волю.

Пророк Иезекииль

Пророк, поселившийся на Холме весны

Он был одним из тех глашатаев воли Божьей, которых Всевышний посылал избранному Им народу в самые тяжёлые этапы его истории. Недаром его имя переводится с древнееврейского как «Господь укрепит». Пророк Иезекииль родился в 622 году до н. э. в иудейском городе Сарире и был сыном местного священника Вузии. В эти же годы на земле появились ещё два ветхозаветных пророка – Иеремия и Даниил.

О том, как прошли его детские годы, Священное Писание умалчивает, а сообщает лишь о том, что, оказавшись в Вавилоне, он поселился на берегу реки Ховар вблизи города Ниппура. Местом, где он обосновался, стал небольшой посёлок, называвшийся Тель-Авив (Холм весны). Сразу заметим, что никакого отношения к нынешнему экономическому и культурному центру Израиля он не имеет. Просто при закладке современного города (1909) было использовано это древнее название, символизирующее весну, обновление и возрождение.

Чудо, явленное на речном берегу

Судя по тому, как жизнь молодого пленника описывается в Танахе, одной из книг иудейского Священного Писания, Иезекииль - пророк который пользовался на чужбине относительной свободой. Во всяком случае, известно, что у него была жена, умершая затем от язвы, и что в его доме открыто собирались соотечественники, к которым он обращал свои пламенные религиозные проповеди.

иезекииль пророк

Высшее служение, ради которого пророк Иезекииль был послан еврейскому народу, он начал на пятом году вавилонского пленения. Священное Писание повествует о том, что однажды на берегу реки ему открылось видение, в котором он узрел Бога, восседавшего на колеснице, состоявшей из четырёх херувимов.

Божья колесница

Каждый из херувимов имел особый лик – человека, быка, орла и льва. У них было по четыре крыла, два из которых вздымались ввысь, а двумя другими прикрывались тела. По бокам этих существ помещались колеса, глядящие на мир живыми глазами. Выше находился сферический престол, на котором восседал Некто, подобный человеку. Колесница-трон была окружена ярким свечением, и при движении издавала шум, подобный раскатам грома. Танах её именует Меркава.

Попутно отметим, что это же название используется в наши дни израильтянами для обозначения тяжёлого танка, выпускаемого в их стране, и заслужившего репутацию одной из лучших в мире боевых машин подобного класса.

Книга пророка Иезекииля

Через много столетий, когда на земле восторжествовало христианство, отцы церкви истолковывали видение пророка Иезекииля как пророчество о явлении миру четырёх евангелистов – Матфея, Луки, Марка и Иоанна, графические символы которых в точности соответствуют ликам архангелов, составлявших колесницу Бога. Как херувимы несли на себе Бога, так и святые евангелисты в своих книгах принесли миру Его откровение.

Таинственный свиток

Но вернёмся на страницы Священного Писания. Узрев явленное ему чудо, пророк Иезекииль упал и лежал, не смея поднять лица, как вдруг услышал над собой глас Божий, повелевавший ему идти к соотечественникам, поправшим Его заповеди, и наказанным за это рабством.

Приподняв голову, избранник Божий увидел свиток, протянутый ему таинственной рукой. На нём были начертаны три слова: «Стон, плач и горе». Тот же небесный глас приказал Иезекиилю съесть этот свиток, после чего, поднятый от земли Святым Духом, он услышал за спиной шум крыльев серафимов и их голоса, восхвалявшие Бога.

Пророка Иезекииля глава

Начало великого служения

Вернувшись домой, Иезекииль (пророк) семь дней провёл как поражённый громом. Он не мог не только вкушать пищу, но даже говорить. К жизни его вернул лишь вновь прозвучавший голос Бога. Всевышний повелел ему быть стражем дома Израилева, чтобы Он через него изъявлял свою волю. С этого дня началось великое служение пророка, частью которого была ответственность за народ, к которому он послан.

Важно отметить, что прежде чем почувствовать себя вправе быть учителем своего народа, Изекеииль счёл необходимым претерпеть физические страдания, столь обильно выпавшие на долю израильтян. С этой целью он в течение 430 дней спал, возложив на себя кирпич, на котором его рукой было начертано слово «Иерусалим». Не удовлетворившись этим, он обрил голову и питался исключительно лепёшками, испечёнными на коровьем навозе. Лишь после этого он начал пророчествовать.

Пророчества об иудеях и языческих народах

Последующие двадцать два года служитель Божий провёл в непрестанном духовном бдении, внемля словам Божьим и обращая их затем на врачевание нравственных недугов своих братьев. Его проповеди охватывали все стороны жизни. Позднее составленная на их основе книга Ветхозаветного пророка Иезекииля была включена в Библию. Она стала канонической, то есть официально признанной христианской церковью.

Книга пророка Иезекииля глава

В ней он предупреждал о том, что израильтяне, смешиваясь с другими народами, окончательно падут в бездну идолопоклонства, беззакония и распутства (Книга пророка Иезекииля глава 22 стих 11). Некоторые из вероотступников не погнушаются даже каннибализмом. Но в то же время он говорил, что всемилостивый Господь не желает гибели Своего избранного народа, а ждёт от него покаяния (Книга пророка Иезекииля глава 18 стих 23).

В то же время он предсказывал падение тех языческих народов, которые радовались разрушению Иерусалимского храма и пленению евреев. Особые кары, по его словам, должны были пасть на головы аммонитян, завоёванных сынами Востока, и отданных в вечное рабство. Столь же тяжкому наказанию подвергнутся жители Крита и филистимляне (Книга пророка Иезекииля глава 25 стих 16).

Пророчества, укрепившие дух израильтян

Однако самым важным и утешительным для народа было его пророчество, помещённое в 8-м стихе 37-й главы. В нём, используя образ воскресающих и обретающих плоть мертвецов, Иезекииль предсказывает возрождение Израиля и конец ненавистного рабства. Этот текст написан с такой жизнеутверждающей силой, что в православных храмах его читают ежегодно накануне Пасхи в день Великой Субботы.

Видение пророка Иезекииля

Кроме того, большую роль в духовном укреплении народа сыграли его пророчества, относящиеся к восстановлению Иерусалимского Храма. Они были сделаны в 571 году и им посвящены 41-45 главы той же книги. Пророк подробно описывает соотечественникам будущую возрождённую святыню, не упуская никаких подробностей, так как понимал, что для них важна каждая деталь.

Не менее популярны в среде единоверцев были его слова о том, что грядёт время, когда восстанут на израильтян два северных народа, которых он называет Гог и Магог (исследователи идентифицируют их как реально существовавшие народности мешех и фувал). Но всемилостивый Господь не допустит поругания израильтян, и даст им силы одолеть чужеземцев. При этом, как пишется в 38-й и 39-й главе, вражеских трупов будет так много, что хоронить их придётся в течение семи месяцев.

Конец жизни пророка

Согласно преданию, в тот же год Иезекииль скончался, приняв мученическую смерть. Как он и предсказывал, многие соотечественники впали в язычество и гневались, слыша его обличения. Один из них – иудейский князь, заслуживший вероотступничеством милость у вавилонского царя, - казнил Иезекииля, привязав к четырём коням и разорвав на части.

Книга Ветхозаветного пророка Иезекииля

Впрочем, бытует и иная версия, согласно которой виновниками смерти пророка стали евреи, принадлежавшие к колену Гада – одному из двенадцати колен, или, иначе говоря, ответвлений израильского народа, возглавляемому когда-то одним из сынов праотца Якова по имени Гад. Также впав в идолопоклонство, они казнили своего обличителя, забив его камнями.

Могила пророка сохранилась до наших дней и находится на территории современного Иракского города Эль-Кифль. Православная церковь отмечает его память ежегодно 3 августа.