Машиностроительные заводы России: список, продукция, руководство

Машиностроительные заводы России играют существенную роль в развитии отечественной промышленности. Общая доля этой сферы в экономике страны составляет порядка 25 процентов. К сожалению, некоторые комбинаты в свое время не смогли преодолеть кризисные времена и находятся на грани выживания. Рассмотрим самые крупные фабрики данной отрасли.

машиностроительные заводы россии

ОАО «Метровагонмаш»

Предприятие основано в 1897 году в Московской области (город Мытищи). Его основное предназначение – выпуск вагонов для метрополитена и комплектующих к ним. Первая продукция комбината предназначалась для Северной железной дороги. В начале двадцатого века было налажено производство трамвайных вагонов для столицы.

Электрические пассажирские аналоги впервые были изготовлены в 1929 году. В метрополитене продукция завода начала использоваться с 1934 г. Во время войны предприятие переориентируется на выпуск военных тягачей и самоходных артиллерийских установок. Кроме того, было создано отдельное конструкторское бюро, разрабатывающее гусеничный армейский транспорт. Комбинат до сих пор остается лидером по изготовлению тягачей на гусеничном ходу для зенитно-ракетных установок.

Дальнейшее развитие

После 1947 года ОАО «Метровагонмаш» ориентировано преимущественно на три вида категории продукции:

  1. Изготовление вагонов для метро.
  2. Выпуск автомобильных самосвалов.
  3. Поставки бронированной техники на гусеничном ходу.

C 2005 года машиностроительная компания вливается в состав «Трансмашхолдинга», филиалы которого занимаются производством магистральных локомотивов, промышленных и транспортных электровозов, вагонного литья, электропоездов, судовых дизель-агрегатов и прочей аналогичной продукции. Возглавляет ОАО Борис Юрьевич Богатырев.

оао метровагонмаш

Марийский машиностроительный завод

В 2016 году этому комбинату исполнилось 75 лет. Создавался он в первые месяцы Второй мировой войны. Предприятие возводилось в Йошкар-Оле, на базе эвакуированных заводов из Одессы, Ленинграда и Москвы. Уже в августе заработали первые станки, в течение военного времени комбинат выпустил для фронта множество специальной оптической продукции, начиная с телескопических танковых элементов, заканчивая снайперской оптикой и фотокамерами. В 1949 году предприятие было перепрофилировано на выпуск радиотехнических товаров.

Машиностроительные заводы России в то время были переориентированы на военное производство. Среди продукции марийских машиностроителей можно отметить следующие разработки:

  • Радиолокаторы по наведению огня «СОН».
  • Приборы управления зенитным огнем ПУАЗО.
  • Мобильная радиолокационная станция «Ваза» с защитой от активных и пассивных помех.
  • ЗРК «Круг», рассчитанный на поражение летящих целей со скоростью 600 метров в секунду на высоте от трех до 25 километров при дальности поражения 45 км.
  • Противоракетный и противотанковый комплекс ЗРС-С300В.

Современная история

Практически все машиностроительные заводы России в 90-е годы переживали тяжелые времена. Однако Марийскому комбинату удалось выстоять. В 1998 году возобновляется выпуск бортового оснащения «Бук-М2», а через четыре года начинается выпуск изделий в экспортном варианте для комплекса «Штиль».

красноярский машиностроительный завод

С весны 2002 года предприятие переименовывается в АО «Марийский машиностроительный завод» и входит в состав концерна «Алмаз-Антей». Комплексная система позволила наладить разработку и выпуск средств противовоздушной обороны для армии РФ. В 2012 и 2014 годах появляются обновленные версии ЗРС С-300ВМ и ЗРС С-300В4, обладающие улучшенной базовой комплектацией и повышенными техническими параметрами. Генеральным директором АО является Борис Иванович Ефремов.

Комбинат в Сызрани

АО «Тяжмаш» построен летом 1941 года в Сызрани, является одним из крупнейших отечественных предприятий в машиностроительной сфере. Основан он был на базе эвакуированного Людиновского машзавода. Первый выпуск оборонной продукции начался в декабре сорок первого.

После окончания войны комбинат переориентируется на изготовление мирной продукции (локомобилей и мощных воздуходувных машин). В пятидесятые годы завод меняет профильное производство, приступает к выпуску гидротурбин для различных ГЭС, включая поставки аналогов в Заполярные регионы.

Новая эра начинается для комбината с выпуска в 2002 году крановой электрической мостовой установки грузоподъемностью 50 тонн. Конструкторы также запускают в производство новую печь для обработки шлака. Экспортная доля предприятия только в 2002 г. составила более 15,5 процента.

Переломным для судьбы АО «Тяжмаш» стал 2005 год. Кризисные времена повлияли на партнерские отношения и реализацию разрабатываемых проектов. Возобновить оптимальную работу предприятия удалось благодаря усилиям нового руководства и всего коллектива. Сейчас в группу компаний «Тяжмаш» входит несколько динамично развивающихся заводов.

ао тяжмаш

Предприятие в Красноярске

Красноярский машиностроительный завод начал свою работу в 1932 году. Профильной продукцией были лебедки, проходческие комбайны, транспортеры различного типа и оборудование для добычи нефти. С началом войны предприятие переориентировалось на выпуск зенитных орудий, минометов, авиабомб и пушек.

Современная продукция предприятия представляет собой баллистические ракеты для субмарин, разгонных модулей для ракет-носителей. Кроме того, выпускаются изделия гражданского предназначения, а именно:

  • Теплообменники и сепараторная аппаратура.
  • Емкостные и котловые приспособления.
  • Специальные установки для обработки кристаллов поликремния.
  • Выпуск нестандартного оборудования под заказ.

Предприятие располагает автономными источниками подачи энергии (собственной ТЭЦ, оборудованной всеми необходимыми агрегатами). В настоящее время обязанности генерального директора возложены на Александра Назарько, который являлся первым заместителем бывшего руководителя Владимира Калмыкова, переведенного на подведомственное Роскосмосу предприятие.

Орские мощности

марийский машиностроительный завод

Орский машиностроительный завод возведен в 1941 году на основе комбината, эвакуированного с Украины. Предприятие считается одной из крупнейших машиностроительных компаний по выпуску оборудования для нефтегазовой сферы. Продукция завода поставляется на представительства "Роснефти" и БК Евразии.

Основное направление комбината:

  • Широкий ассортимент специальных замков для бурильных установок.
  • Выпуск муфт к трубам обсадного, насосного и компрессорного типа.
  • Изготовление переводников для буровых конструкций.
  • Производство различных сменных и быстро изнашивающихся элементов.
  • Кроме того, предприятие выпускает газовые баллоны высокого давления, гидравлические автомобильные цилиндры, емкости для систем пожаротушения.

В заключение

Перечисленные выше комбинаты – это далеко не все машиностроительные заводы России. Большинство из них переживали кризисные времена, работали с перебоями, перепрофилировались на выпуск другой продукции.

орский машиностроительный завод

Однако те, которые выстояли или объединились в холдинги, продолжают динамично развиваться, выпуская качественные изделия для военно-промышленного комплекса, автомобильной и нефтедобывающей промышленности, аграрной сферы и других отраслей аграрного хозяйства. Многие из комбинатов построены в военное время, когда страна нуждалась в соответствующей технике. Тем не менее они продолжают активно работать и в настоящее время.