Монада - это... Определение, история возникновения термина. Монада в философии

0
0

Философия – это наука, помогающая понять основы бытия и осознать роль и функцию человека в этом мире. Люди, лишенные этих знаний, не могут найти опору под ногами, теряют связь между миром земным и божественным и испытывают трудности в понимании своего предназначения. Это чревато потерей себя в реальности и непреходящим ощущением собственной ненужности. Между тем некоторые философские темы, раскрывающие вопросы развития духа человека и его миссии в этом мире, довольно сложны для понимания, и к одной из таких тем относится понятие «монада».

Понятие монады в философии

Монада в философии – это очень многоплановое понятие, поскольку оно изучалось многими философами начиная с древних времен. Впервые данный термин возник в античной философии, поэтому он имеет греческие корни. Греческое слово monas означает буквально «целое», «единица». Пифагорейцы употребляли его, когда хотели описать первое существо, имеющее божественное происхождение, подчеркивая при этом, что эта субстанция едина и неделима.

монада это

Древнегреческая философия стала основой появления европейской культуры. Учения философов Древней Греции были развиты просвещенными людьми Нового времени – философами, психологами и эзотериками. Однако несмотря на преемственность знаний в научном мире, смысл и значение слова «монада» в течение нескольких столетий варьировались и неоднократно менялись.

История возникновения термина

На протяжении нескольких веков значение термина «монада» многократно уточнялось. Ученые разных эпох приписывали ему несколько значений. Если собрать воедино их мнения, то монада – это единица, обожествленная субстанция, единое, постоянно меняющее свое состояние, непрерывная деятельность, основная единица бытия и т. д. Но начнем по порядку.

древнегреческая философия

Пифагорейцы, занимавшиеся математическими вопросами, видели в монаде точку отсчета и источник происхождения всех чисел. Для них она символизировала единицу в широком смысле этого слова, которая дала начало всем геометрическим и космогоническим объектам. Между тем они не ставили между данной субстанцией и единицей знак равенства, поскольку монада - это олицетворение мысли, а единица была лишь числом.

Последователи Платона также пользовались этим философским термином. Для неоплатоников же монада – это скорее «Единое». По крайней мере, последний термин фигурирует в трудах Ямвлиха, Порфирия и Плотина чаще, чем общеупотребительный.

Древнегреческая философия отличалась большим количеством течений. Например, представители гностицизма и неопифагорейцы тоже развивали в своих учениях представления о монаде, однако сам термин в их трудах может переводиться как «Абсолют».

монада в философии это

Понятие монады в настоящее время

В настоящее время монада в философии – это первичная сущность. Она является единицей мироздания и составляет ее основу. В том же значении термин используется в эзотерических учениях, например в теософских трудах Елены Блаватской, осмысленных в прошлом столетии религиозными философами и мистиками Еленой Ивановной Рерих и Николаем Константиновичем Рерихом и пользующихся в настоящее время большой популярностью не только в России, но и за рубежом.

Важнейшие философские учения о монаде

Итальянский ученый Джордано Бруно и немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц, чьи труды стали известными в XVI-XVIII веках, можно назвать «посвященными» философами, поскольку их изыскания вмещали в себя и божественное, и научное знание. Нужно сказать, что со времен их исследований в философских представлениях о монаде мало что изменилось. Дело в том, что не каждый ученый современности рискнет совместить научные и оккультные знания и представить их миру в виде единой логичной системы.

Понять истинный глубокий смысл монады невозможно без погружения в оккультизм, ведь знание о божественном принадлежит к разряду великих откровений и тайн, которые недоступны большинству обычных людей. Среднестатистический человек, к сожалению, чаще всего может воспринимать лишь реалии земного мира, обходя при этом духовную сторону явлений.

Джордано Бруно и Лейбниц признавали наличие нематериального мира. Например, по мнению Лейбница, монада – это одушевленная нематериальная субстанция. Развиваясь и усложняясь, она поднимает материю в сферу божественную, космическую.

Философия Лейбница, учение о монадах

Готфрид Лейбниц является последним представителем философского течения нового времени. Он не разделял представления Декарта о том, что все субстанции делятся на материальные и духовные. В своем труде «Монадология», датированном 1714 годом, он выдвигает теорию о множественности субстанций.

философия лейбница учение о монадах

Теория монад Лейбница заключает в себе несколько положений. В мире существует огромное множество субстанций. Они не имеют дуалистической природы, как это утверждал Декарт. Для монады характерна единая природа, и потому данная субстанция неделима и отличается первозданной простотой. Кроме того, она не является предметом материального мира и не представляет собой вещество, которое можно потрогать.

Характеристики и качества монад Лейбница

Монады Лейбница можно охарактеризовать четырьмя качествами:

  • Представление.
  • Стремление.
  • Влечение.
  • Восприятие.

Данная субстанция не является статичной. Она постоянно находится в состоянии изменения, и самое подходящее для нее название – это деятельность. В ходе своей деятельности субстанция, обладающая свойством непрерывности существования, осознает себя, свое развитие и прогресс. Все монады обладают разными качествами и находятся на различных уровнях развития, именно поэтому в мире нельзя найти два абсолютно идентичных объекта.

Субстанции не пересекаются друг с другом, они являются независимыми и замкнутыми системами, которые не допускают посторонних влияний извне и сами не выходят за рамки своей внутренней системы.

Несмотря на приведенное выше обстоятельство, все монады находятся в изначальной гармонии друг с другом, и этот порядок, согласованность и равновесие были установлены Высшим разумом. Данные объекты являются психическими субстанциями, и потому не взаимодействуют друг с другом на физическом уровне. Однако они не перестают взаимодействовать друг с другом духовно через предустановленное Богом соответствие.

теория монад

Четыре класса монад Лейбница

Немецкий ученый выделял четыре класса монад:

  • Так называемые голые, которые представляют собой мир неорганической природы (землю, камни, полезные ископаемые и пр.).
  • Монады представителей животного мира, которые имеют способность к ощущениям, но их самосознание находится в зачаточном состоянии.
  • Монады людей, называемые также душами. Они имеют уникальную возможность мыслить разумно, запоминать информацию и обладают развитым сознанием.
  • Высшей субстанцией является Бог, отличающийся наибольшим уровнем свободы и представляющий высшую степень разума и сознания.

Бог является самой первой, исходной и творческой монадой, которая произвела на свет все остальные субстанции, являющиеся, по сути, ее многовариантными излучениями. Именно поэтому в каждой единице заключена целая Вселенная, информация о космосе и беспредельности. Таким образом, Высший разум не только создал Вселенную, но и способствует ее развитию, направляя остальные божественные субстанции к более совершенным, гармоничным и богатым формам.

Духовное и материальное в монадологии

Поскольку монада является духовным образованием и не обладает характеристиками, присущими предметам и телам физического мира, то человек может познать ее суть лишь с помощью разума, а не чувственного восприятия.

Диалектическая идея Лейбница заключалась в том, что все в мире взаимосвязано и каждая отдельная частица соединена невидимой нитью с миром бесконечности и образует с ним единство. Каждая монада отражает в себе Вселенную, являясь ее живым зеркалом, в этом проявляется связь частей субстанции с единым целым.

Считается, что Лейбниц создал свою систему, размышляя над природой и процессами взаимодействий физического мира, однако в основе модели монады лежит понятие души человека. Данное обстоятельство является свидетельством не только просвещенности и незаурядного интеллекта ученого, но и его высокого уровня духовно-религиозных знаний, а также широты его мировоззрений.

Монада в теософских учениях Е. П. Блаватской

Значимый вклад в определение психических субстанций внесла в XIX веке Е. П. Блаватская, религиозный философ и основательница Теософского общества. Понятие «монада» в эзотерических учениях Е. П. Блаватской присутствует в таких ее трудах, как «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида».

Ее учение основывалось на основных концепциях и терминах буддизма. Монада определяется в теософии как объединенная триада (Атма-Буддхи-Манас) или дуада (Атма-Буддхи). В любом случае термин, принятый в Теософском обществе, не отменяет единой сущности данной философской единицы, которая представляет часть человека, являющуюся вечной, т. е. бессмертной. Монада начинает свой путь в низших царствах и в ходе постепенной эволюции, перевоплощаясь в более развитые формы, передвигается к миру человека. Дальнейшая ее цель – достижение высшей степени совершенства и святости, то есть нирвана.

понятие монада

Эволюционное развитие монад

Блаватская считала, что наша планета Земля должна существовать на протяжении семи циклов – так называемых кругов. Первые три цикла включают в себя ее формирование и обретение твердой формы, в четвертом круге она характеризуется четкими твердыми формами и стабильностью, в течение последних трех циклов Земля возвращается к своему исходному, духовному, состоянию.

В соответствии с данными представлениями об эволюции Земли, Блаватская выделяла три класса монад:

  • Класс наиболее развитых, которые быстрее всех проходят циклы развития в царстве минералов, растений и животных в течение первого круга и становятся людьми.
  • Монады, которые развиваются медленнее и проходят весь цикл развития до стадии человека в течение трех с половиной кругов.
  • Монады с запоздалым развитием, которые достигнут цели с опозданием либо не смогут прийти к ней вовсе в течение этого цикла по причине кармических затруднений различного характера.

Монада в религиозно-философских учениях "Живой этики"

Труды Е. П. Блаватской получили свое толкование и дальнейшее развитие в религиозно-философских учениях "Живой этики" (агни-йоги), опубликованных в прошлом столетии. Их создателями являются Николай и Елена Рерихи.

Согласно учениям Блаватской и Рерихов, каждая монада является частицей Божественной Монады, то есть частью Абсолюта. Искра Божьего духа приходит человеку на помощь, когда тот хочет расширить свое сознание и двигаться к самосовершенствованию и духовности.

монада в эзотерических учениях

Функция монады согласно эзотерическим учениям

Монада взяла на себя функцию трансмутации материи в дух. Данная субстанция не есть человек, она является независимой и самостоятельной искрой света, которая в какой-то мере руководит человеком и направляет его развитие из Высшего мира. Она словно соединяет в человеке материю и дух и воплощает тем самым принцип жизни на земле.

Под влиянием монады человек борется со своим эго и улучшает свою индивидуальность. Его прогресс выражается в уровне духовного развития личности. Постепенно низшие чувства, пагубные желания и страсти исчезают в очищающем огне духовного познания и развития и преобразуются в самые светлые и утонченные качества и чувства. Продвижение личности продолжается до тех пор, пока человек в полной мере не выполнит миссию и задачу, определенную и заложенную Творцом.

Итак, каждому человеку стоит обратить внимание на такое понятие, как монада, значение его очень важно. Несмотря на всю сложность данной темы, необходимо приблизиться к этому философскому и эзотерическому знанию, ведь эта субстанция – отражение духовного пути человека к миру высшему, Божественному. Обнаружив в себе искру Божьего духа, то есть монаду, постигая сокровенные знания и развивая в себе заложенный высшими силами потенциал духовности, каждый может продвинуться на своем пути, осознать свое истинное предназначение, ощутить гармонию внутри себя и невидимую, но прочную связь со всем миром.