Многоликий фа-диез минор

0
0

В волшебном и удивительном мире музыки каждый шаг приносит новые впечатления, неповторимые эмоции. Несмотря на кажущуюся незначительность расстояния до соседней клавиши фортепиано (полутон) - именно таков самый маленький шаг музыки, интервал этот весьма значителен, если говорить о гармонической составляющей.

Музыкальные ракурсы

Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.

фа диез минор

А поскольку звуковые волны и свет - движущая сила фотосъемки, с точки зрения физики (а с точными науками, как известно, спорить бесполезно), это явления одного порядка и нередко подчиняются одним и тем же законам, значит и изменение показателей может вызывать схожий эффект.

Мудрость классиков

Данным обстоятельством, как правило, пренебрегают эстрадные композиторы-песенники, чьи творения по желанию исполнителя могут быть транспонированы в любую тональность. Пользуясь нашей системой образов, можно уподобить такого композитора фотографу, которому безразлично, если недосвечен или пересвечен кадр - ведь он же снимает один и тот же пейзаж.

этюд фа диез минор

Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.

Разноцветная музыка

А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.

прелюдия фа диез минор

Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.

Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово "тон", являющееся корнем лексемы "тональность" используется также в изобразительном искусстве и фотографии.

Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как "духовные" тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и "земные, материальные", среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.

Цветотональность

Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с "цветом ада", фиолетовый и синий – обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму "Прометей". В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере "Прометея" в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.

Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.

Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.

гамма фа диез минор

Немного теории

В данной статье мы рассмотрим всего лишь одну тональность – фа-диез минор - и сравним представления об этой тональности у разных композиторов.

Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе – диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:

  • фа-диез;
  • соль-диез;
  • ля;
  • си;
  • до-диез;
  • ре;
  • ми.

Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: "Соната для фортепиано № 1" Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием "Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20" Скрябина. Также широко известна "Прелюдия фа-диез минор № 1" Рахманинова.

На вкус и цвет…

Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл "цветом чистого сознания".

фа диез минор знаки

Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою "Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23" "Состояния души", где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.

Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.

фа диез минор

Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.

Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.

В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика "взволнованный".

Логичным является следующий вывод: сколько композиторов – столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!