Многофункциональный истребитель Су-35: технические характеристики, особенности и интересные факты

0
0

Су-35 – истребитель поколения «4++», который является на данный момент самой современной машиной в ВВС РФ. Представляет собой глубокую модернизацию истребителя Су-27, выпускаемого еще во времена СССР. Сегодня мы с вами познакомимся с историей и летно-техническими характеристиками самолета Су-35 – передового истребителя российской авиации.

Су-35: технические характеристики

Поколение

Поколение «4++» к которому относится герой нашего с вами разговора, является условным понятием, призванным подчеркнуть тот факт, что технические характеристики СУ-35 вплотную приближены к параметрам самолета 5-го поколения. Машина удовлетворяет большинство требований, предъявляемых к моделям этого поколения, но все же немного им уступает.

Создание самолета

Прежде чем ознакомиться с описанием и техническими характеристиками Су-35, стоит провести небольшой исторический экскурс. Работы над изготовлением установочной партии самолета Су-35 начались в 2006 году. На следующий год были намечены масштабные летные испытания, однако состоялись они лишь в 2008-м. К лету 2007 года на КнААПО им. Гагарина была завершена сборка пилотного образца, после чего он поехал на авиасалон МАКС-2007.

Свой первый полет истребитель совершил 19 февраля 2008 года в ЛИИ им. Громова. В тот день Су-35 пилотировал Сергей Богдан. На следующий день, при посещении города Жуковский, с новым истребителем ознакомился президент РФ.

Первый демонстрационный полет самолет выполнил в Жуковском в середине лета 2008 года. 2 октября 2008-го с аэродрома КнААПО в небо поднялся второй экземпляр. К марту 2009 года новые самолеты совершили сотню полетов.

Истребитель Су-35: история, характеристики

Первые контракты

В рамках выставки МАКС-2009 был подписан крупнейший в РФ за последние несколько десятилетий контракт по закупке новых истребителей. Согласно договоренности, в период с 2012 по 2015 год завод-изготовитель должен был поставить 48 машин Су-35. Предполагалось, что подобный контракт будет заключен на 2015-2020 годы. В 2010-м компания «Сухой» успешно завершила цикл предварительных испытаний истребителя. Убедившись в отличных технических характеристиках Су-35, его пустили в серию. 3 мая 2011-го в небо поднялась первая серийная модель. Тогда к названию самолета стали прибавлять индекс «С».

К концу 2012 года Министерство обороны РФ получило шесть экземпляров истребителя. К началу 2016 года было построено уже 48 самолетов. В конце 2015-го был подписан второй контракт с МО РФ, согласно которому завод-изготовитель должен поставить ВВС еще 50 единиц техники к началу 2020 года. Технические характеристики планера Су-35 оценили и за рубежом – параллельно с российским заказом изготавливаются машины на экспорт: 12 для Индонезии и 24 для Китая.

Назначение истребителя

Многофункциональный истребитель Су-35С создан для:

  1. Нанесения упреждающего удара по воздушным вражеским целям, в том числе слабозаметным.
  2. Атаки морских или наземных целей без вхождения в зону ПВО.
  3. Участия в групповых действиях по атаке наземных или воздушных целей.
  4. Полета на малых высотах, с обходом препятствий.
  5. Сопровождения воздушных целей.
  6. Выполнения задач в условиях преднамеренных помех.
  7. Обнаружения типовых наземных и воздушных целей с дистанции до 200 км, а также больших воздушных целей с ЭОП – с дистанции до 400 км.

Самолет Су-35: технические характеристики

Оценка

По данным издания National Interest (США), Су-35 стоит первым в списке наиболее опасного вооружения РФ. Эксперты издания признали истребитель опасным для всех самолетов, находящихся на вооружении НАТО, за исключением разве что истребителя F-22. По их оценке, опасность российского истребителя связана прежде всего с большой загрузкой дальних ракет типа «воздух-воздух», возможностью запуска ракет со сверхзвуковой скоростью, мощными средствами для радиолокационной борьбы и отличной маневренностью.

Конструкция

Истребитель сконструирован по нормальной аэродинамической схеме с интегральной компоновкой. Трапециевидное крыло, расположенное посредине, оснащается наплывами и, сопрягаясь с фюзеляжем, образует цельный несущий корпус. Две двухконтурные турбореактивные силовые установки, с форсажными камерами, размещаются в отдельных мотогондолах, которые установлены под корпусом самолета на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было расположить пару управляемых ракет. Кроме того, «просвет» между мотогондолами необходим для избегания их аэродинамического влияния друг на друга. Регулируемые воздухозаборники размещаются под центропланом. Обтекатели шасси переходят в задние балки, которые выступают платформами для консолей вертикального и горизонтального оперения, а также подбалочных гребней.

Тактико-технические характеристики Су-35С выгодно выделяют его среди других истребителей ВВС РФ. На Су-35 были реализованы аэродинамические новшества, которые разрабатывались для палубной модификации Су-27К. При изготовлении корпуса машины были широко использованы алюминий-литиевые сплавы и композитные материалы. По сравнению с предшественником, герой нашего разговора получил усиленные стойки шасси и узлы внешней подвески, которые расположены под крылом. Кабина истребителя оснащается катапультным креслом модели К-36, у которого увеличилась амплитуда наклона спинки.

Летно-технические характеристики самолета Су-35

Для размещения системы дозаправки, усиленной передней опоры и обновленного БРЭО конструкторы разработали обновленную конфигурацию головной части фюзеляжа с боковыми люками и более крупным радиопрозрачным обтекателем РЛС. Дабы сохранить устойчивость и управляемость самолета с новой «головой», пришлось увеличить площадь вертикального оперения и рулей направления. Диаметр и длина хвостового обтекателя также возросли. Это необходимо для монтажа дополнительного оборудования. Тормозной парашют перенесли на верхнюю поверхность задней части фюзеляжа и расположили перед баком для топлива.

Силовая установка

Истребитель Су-35, технические характеристики которого мы сегодня рассматриваем, оснащается парой двухконтурных турбореактивных силовых установок модели АЛ-41Ф1С. Моторы имеют форсажную камеру и всеракурсно управляемый вектор тяги. Для увеличения количества ракурсов оси поворота отклоняемых сопел сделали наклоненными. Эти двигатели, по сути, представляют собой упрощенный вариант мотора АЛ-41Ф1, разрабатываемого для истребителей пятого поколения.

Версия, используемая в Су-35, отличается сниженной форсажной и бесфорсажной тягой, а также наличием электромеханической системы управления. В форсажном режиме тяга каждого мотора равна 14500 кгс, без форсажа двигатель развивает только 8800 кгс. Мощности моторов достаточно для того, чтобы истребитель набирал сверхзвуковую скорость без применения форсажа.

Межремонтный ресурс двигателей составляет 1000 часов, а общий – 4000 часов. Во вспомогательной силовой установке самолета используется газотурбинный мотор ВГТД ТА14-130-35 мощностью в 105 кВт. Он обеспечивает кондиционирование отсеков и кабины самолета, а также электропитание бортовых потребителей.

Тактико-технические характеристики Су-35С

Бортовая электроника

Рассматривая технические характеристики самолета Су-35, нельзя не упомянуть авионику. В оснащении Су-35 использовали радиолокационную станцию (РЛС) с антенной решеткой НО35 «Ирбис».

РЛС имеет такие характеристики:

  1. Диаметр антенной решетки – 0,9 м.
  2. Угол обзора – 240°.
  3. Диапазон частот – 8-12 ГГц.
  4. Максимальная мощность – 20 кВт.
  5. Нормальная мощность – 5 кВт.
  6. Дальность обнаружения цели: 350-400 км на встречных курсах, 150 км – на догонных.
  7. Одновременно обнаруживается: 30 воздушных целей или 4 наземных.
  8. Одновременный обстрел: ракеты с активной головкой самонаведения – до 8 целей, ракеты с полуактивной головкой – до 2.

В дополнение к радиолокационной станции «Ирбис» используется ОПС (оптико-локационная станция). Самолет также может быть оснащен оборудованием для групповой радиоэлектронной защиты. Кромки планера и фонаря кабины получили токопроводящее напыление, призванное снизить эффективную площадь рассеяния. Кабина пилота оснащается голографическим индикатором и двумя ЖК-дисплеями для возможности работы в многоэкранном режиме.

Технические характеристики Су-35

Основные параметры российской машины:

  1. Длина самолета – 21,9 м.
  2. Высота самолета – 5,9 м.
  3. Размах крыла – 15,3 м.
  4. Площадь крыла – 62 м2.
  5. Угол стреловидности - 42°.
  6. Тип шасси – трехопорное, со стойкой, которая убирается против полета.
  7. Вес пустого самолета – 19 т.
  8. Нормальная взлетная масса – 25,3 т.
  9. Максимальная взлетная масса – 34,5 т.
  10. Масса топлива – 11,5 т.
  11. Количество моторов – 2.
  12. Тип мотора – ТРДДФ с УВТ.
  13. Максимальная тяга двигателя – 8800 кгс.
  14. Тяга мотора на форсаже – 14500 кгс.
  15. Масса двигателя – 1,52 т.
  16. Максимальная скорость: 1400 км/ч – у земли, 2500 км/ч – на высоте более 11 км.
  17. Дальность полета: 1580 км - у земли, 3600 км – на большой высоте.
  18. Практический потолок – 20 км.
  19. Скороподъемность – 280 м/с.
  20. Разбег – 450 м.
  21. Пробег – 650 м.

Су-35: технические характеристики планера

Вооружение

Вооружение истребителя Су-35 состоит из:

  1. 30-миллиметровой авиапушки ГШ-30-1 (150 снарядов).
  2. 16 ракет средней дальности класса воздух-воздух (6 моделей Р-27ЭР или Р-27Т, и 10 моделей РВВ-АЕ).
  3. 6 ракет малой дальности класса воздух-воздух модели Р-73.
  4. 6 противокорабельных ракет класса воздух-земля модели Х-31 или двух моделей Х-59М.
  5. 12 высокоточных боеприпасов класса воздух-земля (шесть модели Х-29Т и столько же модели КАБ-200).
  6. 6 неуправляемых боеприпасов класса воздух-земля модели С-25.
  7. 6 блоков пусковых установок (ПУ) Б-8, рассчитанных на 7-20 ракет модели С-8.

На данный момент вооружение истребителя Су-35 не имеет аналогов по широте ассортимента для работы по наземным, морским и воздушным вражеским целям. На внешней подвеске самолет может нести до 14 ракет. Они устанавливаются под фюзеляжем, на мотогондолах и на крыльевых точках подвески.

F-35 против Су-35

Технические характеристики истребителей, стоящих на вооружении, всегда были доказательством военной мощи государства. Сравнение последствий столкновения боевых самолетов, представляющих армии разных стран мира, носит спекулятивный характер, но избежать его нельзя, ведь именно конкуренция подстегивает конструкторов на создание более современных машин. Если сравнивать Су-35 с другими представителями поколения «4+» или «4++», будь то американское семейство F (16-я и 18-я модели) или французский Rafale, то по основному количеству «паспортных» данных превосходство российского самолета неоспоримо.

Достойным противником для Су-35 является F-35 – американский самолет пятого поколения, разработанный как более дешевая версия бескомпромиссного F-22. Эксперты не единожды отмечали, что по дальности полета, вооружению, скорости, маневренности и, наконец, цене российский истребитель превосходит американский. Но здесь есть один важный нюанс.

Дело в том, что сравнение Су-35 с перечисленными выше конкурентами абсолютно некорректно, так как российская машина относится к «тяжелым истребителям» по отечественной классификации и «истребителям завоевания превосходства в воздухе» – по западной. Что же касается машин F-16 и F-18 и Rafale, то они попадают под российский класс «легких» или «средних» истребителей, а в натовской классификации именуются «многофункциональными истребителями» или «бомбардировщиками». Следовательно, сравнивать эти машины нужно с российским самолетом Миг-29. Ну а истребитель F-35 вообще не должен участвовать в сравнении с Су-35, так как он относится не только к другому классу, но и к другому поколению.

Истребитель Су-35: технические характеристики

Таким образом, правильнее всего было бы сопоставлять тактико-технические характеристики Су-35 с параметрами американского F-22. Хотя и это не совсем корректно из-за отличия в поколениях (все-таки «4++» это не 5). Впрочем, на этом поприще российская машина уступила бы первенство, что вполне логично. Кто действительно может посостязаться с F-22, так это самолет Су-57 (Т-50) – первый истребитель РФ пятого поколения, который пока что находится на стадии испытаний.

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели историю и характеристики истребителя Су-35 – передового истребителя современной российской авиации. Напоследок стоит отметить, что машина получилась действительно достойной. Она может составить конкуренцию многим зарубежным аналогам и полностью оправдывает свою приверженность к так называемому поколению «4++».