Кабина самолета: фото, устройство

Известно, что многих в авиации интересует, прежде всего, качество услуг. Преимущественно самолет пассажирами воспринимается лишь как самое быстроходное транспортное средство. Тем не менее имеется категория людей, которым будет интересно узнать, как выглядит кабина самолета изнутри. Для них и представлена информация в данной статье.

фото кабины самолета

Расположение кабины на воздушном корабле

Местом для кабины самолета является его передняя часть. Именно отсюда осуществляется управление данным транспортным средством. Поскольку на авиалайнере не слишком просторно, для кабины самолета отведено минимальное допустимое пространство. Управление воздушным кораблем осуществляют пилоты, для которых предусмотрено два рабочих места. Кабина самолета при помощи запираемой двери и бронированной перегородки отделена от остальных помещений.

кабина самолета

Модернизация

В течение всей своей истории авиация интенсивно развивалась и модернизировалась. Изменения не обошли стороной и пилотные кабины. Производство воздушных кораблей осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ 24396-88, в которых изложены требования к изготовлению кабин, рассчитанных на двух летчиков, а также к размещению основного и аварийно-спасательного оборудования.

Чем обеспечена видимость для пилотов?

Кабина самолета оборудована лобовыми стеклами с особым гидрофобным покрытием, благодаря которому обеспечивается надежная защита пилотов от снега и дождя. Также стекла оснащены специальными механическими стеклоочистителями, по принципу действия сходных с автомобильными. Видимость обеспечивают два лобовых и два боковых стекла. Лобовые стекла обладают достаточной прочностью, благодаря которой они выдерживают столкновение с птицами. В конструкции предусмотрены две откатные прозрачные форточки. При необходимости они могут использоваться пилотами в качестве аварийных люков.

Состав летного экипажа

Сегодня во многих самолетах управление автоматизировано. При этом используется многоступенчатая система контроля, которая обеспечивает высокую степень безопасности управления, для достижения чего в составе экипажа должно быть не менее двух человек: первый пилот (командир корабля) и второй пилот.

В зависимости от того, на какую дальность рассчитан рейс, в летный экипаж также могут быть включены:

  • бортовой инженер (бортмеханик);
  • штурман;
  • бортовой радист.

давление в кабине самолета

Места для пилотов

Левое от входа кресло предназначается для командира самолета. Справа от него в таком же кресле располагается второй пилот. Место бортинженера (если он включен в состав) находится за креслом второго пилота. Такое расположение позволит ему лучше видеть командира корабля и все подаваемые им сигналы.

Основные пилотажные приборы

В кабине самолета осуществляется управление бортом. Для этой цели к услугам пилотов представлены специальные рычаги и приборные панели. Внутри кабина самолета (фото в статье) оснащена следующими приборами:

  • пультом режима;
  • главным пилотажным дисплеем;
  • индикатором навигационных данных;
  • радиопеленгатором;
  • специальным рычагом, с помощью которого осуществляется управление двигателем;
  • системой, которая оповещает пилотный экипаж о состоянии силовой установки самолета;
  • радаром;
  • навигационными управленческими элементами;
  • резервными приборами;
  • специальным управленческим блоком.

Ниже представлено фото кабины самолета.

Как расположено оборудование?

Все приборы размещены в соответствии с их частотой использования и важностью. Самые главные из них расположены в зоне видимости и доступности пилотов. С целью обеспечения надежного управления авиалайнером конструкторами продублированы наиболее важные приборы для командира корабля и второго пилота.

кабина пилота самолета

При помощи ножных педалей и специальных рукояток, которые расположены на боковых пультах, летчики могут менять курс самолета, тормозить основные колеса во время их пробега по земле, а также поворочивать носовое колесо.

У командира корабля и у второго пилота пульты оснащены отдельными рукоятками. С их помощью летчики управляют носовым колесом во время взлета воздушного корабля. На приборной доске, которая располагается прямо перед пилотами, имеются резервные и основные индикаторы, указывающие на уровень давления в кабине самолета, состояние сигнализации и силовой установки. Тут же расположены рукоятка, с помощью которой выпускается и убирается шасси, и пульты, приводящие в действие автопилотирование. Между креслами командира корабля и второго пилота расположен средний пульт. Он отвечает за управление крыльями воздушного корабля, тормозом, радионавигацией и связью.

кабина самолета устройство

Верхняя часть кабины самолета оснащена навигационными и пилотажными индикаторами, датчиками освещения и управленческими пультами, которыми летчики пользуются в автономном режиме полета. На верхней панели имеется датчик ЦСО (центрального сигнального огня), который извещает летчиков в случае, если увеличивается крен воздушного корабля. Верхняя панель также оснащена щитками с кнопками, при помощи которых пилоты управляют подачей топлива, электроснабжающими системами, гидравликой, пожарной защитой и кондиционером.

Дополнительные приборы

В устройстве кабины самолета конструкторы-проектировщики также позаботились и о сервисном, вспомогательном индивидуальном оборудовании.

Кабины оснащены:

  • Удобными столиками для работы с бумагами. Для большего комфорта столики расположены возле кресел пилотов.
  • Подставками для ручек, карандашей и другой фурнитуры.
  • Местами для хранения личных мелких вещей пилотов.
  • Специальными держателями для чашек.
  • Пепельницами закрытого типа.
  • Местами для хранения документации.

Аварийно-спасательные средства

При необходимости пилоты могут воспользоваться следующими приборами:

  • кислородными масками;
  • дымозащитными капюшонами;
  • кислородным переносным блоком;
  • аптечкой;
  • спасательными канатами;
  • топором;
  • электрическими фонариками.

Что обеспечивает защиту экипажа?

С целью предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц внутрь пилотых кабин разработаны соответствующие нормативные документы, согласно которым они оснащены:

  • Усиленными дверьми и перегородками.
  • Дверными замками, которые способны выдерживать ударные нагрузки. Такими замками могут воспользоваться только летчики со своих рабочих мест.

кабина самолета внутри

  • Специальными кодовыми устройствами, которыми может воспользоваться только бортпроводник воздушного корабля. Как утверждают специалисты, наличие кодовых замков очень удобно, особенно в случае ухудшения самочувствия одного из пилотов и потери им дееспособности.
  • Системами видеонаблюдения. Они дают возможность пилотам держать в поле зрения как пассажирский салон, так и зону, прилегающую к самой кабине.

фото внутри кабины самолета

Бронированная дверь и специальная перегородка между экипажем воздушного корабля и пассажирами призвана защитить летчиков от огнестрельных ранений.

Зона отдыха

При авиаперелетах на расстояния свыше 15 км к психическому и физическому здоровью летчиков предъявляются особые требования. Такой полет может длиться не менее 18 часов, что для человеческого организма очень утомительно. Поскольку от бодрости и спокойствия пилотов зависят чужие жизни, то для летного экипажа разработаны следующие специальные профилактические меры:

  • Для каждого пилота предусмотрен свой индивидуальный комплект питания. Это дает возможность одному летчику принимать пищу в то время, когда второй управляет самолетом.
  • Для каждого пилота разработан индивидуальный режим, согласно которому летчик во время длительного рейса имеет право на пятичасовой сон. Специально для этого воздушный корабль оборудован комнатой отдыха. Она может быть расположена в пассажирской части самолета. Управление в таких случаях осуществляется другим пилотом.

Планы на будущее

Сегодня авиационными инженерами ведутся работы по созданию специальных преобразователей. Они представляют собой виртуальную трехмерную аппаратуру. С ее помощью в условиях очень плохой видимости перед пилотами самолета будет возникать четкая трехмерная виртуальная картинка. Использование подобной аппаратуры и других авиационных инноваций в будущем еще более повысит уровень безопасности воздушных перелетов.