История авиации: интересные факты и фото. История русской авиации: гражданской, военной, космической

Авиация долгое время была мечтой не только всех мальчишек и юношей постарше, но и взрослых мужчин. Инженерам удалось покорить не только небо, но и космос. Причем военные самолеты становились базой для гражданских воздушных извозчиков, а в целом самолетостроение дало толчок смелым идеям полета на Луну и вокруг планеты. Сегодня мало говорят об авиановинках, лишь на отдельных каналах и сайтах можно найти информацию о работах современных авиаконструкторов. И почти совсем нет новостей о космосе. Однако история авиации и космонавтики настолько интересна, что достойна новых достижений.

авиация история

Виды авиации

Рассматривая историю авиации в целом и отечественную авиацию в частности, сразу стоит отметить, что сегодня различают несколько видов авиации, в том числе, например, деловую и малую. Но самые значимые для большинства были и остаются все-таки:

  • гражданская;
  • военная;
  • космическая.

Авиация начала активно развиваться после Первой мировой войны. Первые военные самолёты были очень уязвимы, обладали низкой мощностью. Все попытки создать бронированную машину и оснастить её вооружением казались тщетными. Датой начала истории авиации в России можно считать 25 декабря 1936 года. Тогда вопрос о совершенствовании советских ВВС поставил Сталин на совещании с конструкторами. Так началась история военной авиации.

Истоки российской авиации

Павел Сухой, Иосиф Неман и Николай Поликарпов приступили к разработке концепции современных военных самолетов. Самой удачной оказалась идея, предложенная Сухим. Именно он создал Су-2. В этом же 1936 году Советский Союз испытал бомбардировщик Андрея Туполева. СБ поднялся в воздух во время Гражданской войны в Испании. Он имел скорость более 400 км/час, но вскоре появившемуся у противника Messerschmitt 109 заметно уступал.

Высотный истребитель создал Владимир Петляков, Пе-2. Андрей Туполев разработал Ту-2. Тоже пикетирующий, но более мощный, чем Пе-2.

В 1937 году советские инженеры задумались над созданием штурмовика. Ил-2 Сергея Ильюшина. Первые учения не были удачными. Очень грелся мотор, машину клонило почти все десять минут полёта. Решили на место стрелка установить дополнительный топливный бак, лишив машину защиты сзади.

Военная история отечественной авиации

Войну встретили устаревшие штурмовики Р-5 и P-Z, а также СБ. Немцы же вызвали истребители, и советским самолетам пришлось вешать бомбы, чтобы штурмовать вражеские колонны. Су-2 к войне успели выпустить только четыреста самолетов, способных переносить большой бомбовый груз и оснащённых несколькими пулеметами.

Широко использовались Пе-2, самым известным штурмовиком войны стал Ил-2. К осени 1942 года его снова сделали двухместным. Центровку машине обеспечила стреловидность консолей крыла. В вооружении самолёт имел пулеметы, пушки и реактивные снаряды. Под Сталинградом штурмовики Ил-2 использовали как истребители.

история развития авиации

Эпоха Илов

В 1943 году в бой под Курском вступает Ил-2 (на фото выше) с тридцатисемимиллиметровыми пушками под крылом. У летчиков было меньше возможностей для маневра, но танки Илы били точно. В это же время к Ил-2 стали добавлять кумулятивные бомбы и бронебойные снаряды. С осени 1944 года на фронт поступили Ил-10.

После войны Ильюшин создал легкие штурмовики Ил-16 и Ил-20. В 1949 году на вооружение принят Ил-28 с реактивным двигателем. Скорость его достигала до 900 км/час, высота - 12 500 метров. Илы могли нести до трёх тонн бомб, в том числе ядерные.

В середине пятидесятых начали выпуск реактивных истребителей МиГ. Прошёл испытания Ил-40, но работы свернули. ВВС начали решать задачу по строению дальних бомбардировщиков и баллистических ракет. После смерти Сталина, из-за уменьшения средств, штурмовую авиацию вовсе ликвидировали. И поторопились.

Краткая история гражданской авиации

Первые гражданские самолёты не могли перевозить ничего тяжелее мешков с письмами. Самым совершенным машинам под силу было доставить грузы. Но после Первой мировой войны осталось много невостребованной в военном небе техники, эти самолёты и стали использовать для коммерческих полётов. В Европе стали появляться авиационные компании и воздушные линии, их стало так много, что потребовалось ввести правила воздушного сообщения. Это случилось в 1919 году. С этого момента история авиации всего мира начала новый важный виток.

Воздушные линии в России

В России в 1918 году была открыта первая воздушная линия между Петроградом и Москвой. Позже организовали вторую – Петроград-Стокгольм. По ним в основном доставляли чиновников и различные директивы.

В 1921 году был принят Декрет о воздушных передвижениях, регулирующий полеты, в том числе иностранных судов. Многие пункты впоследствии станут основой Воздушного кодекса СССР.

Весной 1922 года введена линия Москва-Кенигсберг. Лётчики летали на самолётах Фокин-3 (воздушный аппарат на фото ниже). История развития авиации в дальнейшем обусловлена созданием Совета по гражданской авиации 9 февраля 1923 года. В России, на Украине и в Закавказье начинают работать авиатранспортные предприятия, которые позже будут объединены во всесоюзный «Добролет».

история авиации в россии

Первая внутригосударственная авиалиния в СССР появилась в 1923 году. 15 июля состоялся первый полет из Москвы в Нижний Новгород. Его совершил Яков Моисеев. Начали развивать воздушные линии в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Летали на иностранных самолётах. Хотя именно в 20-е годы начали работать отечественные конструкторы, создавшие АК-1 деревянной конструкции. Лётчик Аполлинарий Томашевский взлетел на нем в начале 1924 года. После успешных испытаний запустили серийное производство этих моделей. В это время Андрей Туполев работал над цельнометаллической конструкцией пассажирского АНТ-2. Это был трёхместный самолёт, совершивший первый полет в мае 1924 года.

Новые линии и решения

В 1925 году конструктор Николай Поликарпов построил пятиместный ПМ-1. Он совершал перелеты на линии Москва-Берлин.

Конструктор Каменев создал в 1925 году К-1, поставленный в парк самолётов. Позже появились К-2, К-3 и К-4. Эти модели могли перевозить на своём борту только четырёх пассажиров. Самым популярным самолетом того времени стал К-5, вместимостью до восьми пассажиров и способностью преодолевать расстояние в восемьсот километров.

До 1928 года советские лётчики перевезли около семисот человек, налетав почти восемь миллионов километров.

В 1932 году в Советском Союзе создаётся Главное Управление гражданского Воздушного флота «Аэрофлот».

Новинки в разработках

Алюминий шёл в основном на строительство судов военного флота. Андрей Туполев предложил решение – легкие алюминиевые сплавы для конструкции. Машины строили на основе военных самолётов. Например, АНТ-9 строился на базе «разведчика» Р-6.

Другая популярная модификация АНТ-14 рассчитана на перевозку 36 пассажиров. В 1934 году появляется самый большой самолёт АНТ-20 на 72 пассажира. В размахе крыла машина имела больше 60 метров, весила 42 тонны. Построили ПС-124 на 64 пассажира.

В 1932 г. был создан ХАИ-1 (самолет на фото ниже), первый скоростной самолёт – 300 км/час. Конструктор Иосиф Неман. Над скоростными гражданскими самолетами работали также Роберт Бартини и инженер Лявиль. Андрей Туполев построил скоростной самолёт на базе скоростного бомбардировщика, АНТ-35.

история гражданской авиации

В 1938 г. советские инженеры, переработав чертежи американских пассажирских самолётов, создали ПС-84, переименованный в войну в Ли-2.

К 1940 году было построено 150 аэропортов, протяжённость воздушных линий достигла 150 000 километров.

Гражданская авиация в военные годы

Во время войны гражданские самолёты в основном совершали рейсы для переброски солдат, обеспечения армии боеприпасами, заброски диверсантов и вывоза раненых.

Скоро Ли-2 сменил Си-47.

В 1945 г. в два раза по сравнению с довоенным временем увеличились гражданские перевозки. Создают Як-16, Ил-12, Ил-14. Эти машины прошли испытания в критических ситуациях, конструкторы предусмотрели работу судов на одном двигателе. Возросла скорость, дальность полёта и безопасность.

Авиация в мирное время

В 1947 году Олег Антонов создаёт знаменитый Ан-2. До девяностых годов «аннушки» перевезли более трехсот семидесяти миллионов пассажиров.

В первый мирный год в Советском Союзе были построены первые лайнеры Ил-18 и ТУ-70, удобные и комфортные суда с отоплением, кухней и холодильниками. Они опередили свое время и оказались невостребованными.

Но в 1955 году советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте. Они первыми в мире разработали реактивный лайнер ТУ-104 (воздушное судно ниже на фото). Самолёты были оборудованы радиолокаторами и работали на керосине. Первый рейс состоялся пятнадцатого сентября 1956 года из Москвы в Иркутск, длительность чуть больше семи часов. История русской авиации начинает писать новую страницу.

история отечественной космической авиации

История отечественной космонавтики

История авиации в России неполная без космонавтики. К тому же история отечественной космической авиации славна достижениями, как ни одна летопись других стран. Мечты о заатмосферном самолете стали превращаться в реальные идеи после окончания Второй мировой войны. Развитие пошло новыми темпами.

история русской авиации

В истории отечественной космической авиации можно выделить самые важные этапы:

  1. Запуск первого искусственного спутника Земли ПС-1.
  2. Запуск второго спутника, полет собаки Лайки.
  3. Через два года на солнечную орбиту вышла станция «Луна-1», преодолевшая земное притяжение.
  4. Приземление на Луну станции «Луна-2». Первые космические снимки Земли с «Луна-3».
  5. В августе 1960 года – орбитальный полет «Спутника-5», с «экипажем» на борту: собаки Белка и Стрелка, почти полсотни мышей и пара крыс. На корабле находились и горшки с растениями.
  6. Сенсационный полет Юрия Гагарина, 12 апреля 1961 года, "Восток-1".
  7. Через год - первый полет многоместных "Восток" версии 3 и "Восток-4", состав экипажей из трех космонавтов.
  8. Еще через год - полеты Валерия Быкова на "Восток-5" и Валентины Терешковой на "Восток" версии 6.
  9. Полет "Восход-1", на корабле работали космонавты без скафандров.
  10. В 1965 г. в открытый космос вышел Алексей Леонов, корабль "Восход-2".
  11. Через год с АМС "Луна-9" запечатлели панорамные виды Луны.
  12. В 1966 году – полет на Венеру.
  13. В 1969 году научились производить стыковки.
  14. В 1970 г. в космосе начал работать управляемый с Земли "Луноход-1". Через год Советский Союз запустил первую орбитальную станцию "Салют-1" и станцию «Марс-2», в конце семьдесят первого года совершена мягкая посадка на Марс.
  15. В феврале 1986 года запущена орбитальная станция «Мир». Она проработала срок, в три раза превышавший первоначально установленный. На станции побывали больше ста космонавтов из двенадцати стран. «Мир» затопили в Тихом океане в 2001 году.

история авиации и космонавтики

Современная российская авиации мало уступает советской. В этой сфере постоянно ведутся исследования, внедряются новые разработки.