Российские истребители: описание, история и интересные факты

Постоянное развитие боевой техники вынуждает правительства разных стран совершенствовать как свои средства нападения, так и защиты. Истребитель стоит отнести как раз к последним. Он применяется для того, чтобы исключить возможность превосходства в воздухе у врага. Учитывая количество авиации у потенциального противника, российские истребители – одно из основных средств защиты нашей страны.

История

К моменту начала Первой мировой войны человечество подошло с только зарождающейся авиацией. Самолеты использовались только для разведки и в боевых действиях в первое время участия не принимали. В ходе сражений возникла потребность убрать наблюдателей противника с неба, но наземное вооружение на это не было способно. Тогда пилоты брали с собой что-то тяжелое, поднимались над самолетом врага и бросали на него свой груз. Учитывая невысокую прочность конструкции, этого было достаточно. Разумеется, долго так продолжаться не могло и позже второй член экипажа начал вооружаться пистолетом или даже пулеметов. С того момента началось развитие авиации в том виде, в котором мы видим ее сейчас. Российская Империя особыми достижениями на этом поприще похвастаться не могла.

российские истребители

Нереактивные самолеты

Вторая мировая война стала логичным продолжением первой, ведь практически ни одна страна не решила в ее рамках своих проблем. К ее началу авиация уже была сравнительно развитой, и у каждой страны было чем «порадовать» неприятеля. Российские истребители (советские тогда еще) не только не отставали от аналогов у врагов, но и кое в чем превосходили.

Легендарный Як-9, который на время войны стал наиболее применяемым самолетом такого класса, обладал просто потрясающими характеристиками. Несмотря на невысокую мощность вооружения, этот истребитель отлично справлялся с немецкими пилотами. Особенно ярко его возможности выражались на небольших высотах. Самолет мог буквально виться вокруг противника, постоянно оказываясь недоступным для него. Правда, на большой высоте, за счет не слишком мощного двигателя, он показывал себя гораздо хуже. Не отставали от этого истребителя и Ла-5, а также Ла-7. К сожалению, их было выпущено значительно меньше.

поколения российских истребителей

Первое поколение

С момента появления реактивных самолетов их стали разделять на отдельные группы. Назвали их «поколения». Российские истребители данной группы: МиГ-9, 15 и 17, а также Як-15, 17 и 25. Для всех таких самолетов было характерно отсутствие радара, который кое-как заменялся специальным радиоприцелом. Скорость редко превышала звук, а в качестве основного оружия применялись пушки, а не ракеты, как сейчас.

новейший российский истребитель

Второе поколение

Начиная с 1950-1960 годов стали появляться более совершенные самолеты. Лучший российский истребитель тех лет – МиГ-21. Он, к слову, был и самой востребованной машиной, способной летать на сверхзвуковой скорости за всю историю человечества. Помимо резко возросшей скорости (до 2-х махов), для летающей техники тех лет характерны стреловидное крыло, встроенный радар и форсажное ускорение. Вооружение сместилось в сторону ракет, которые стали самонаводящимися или управляемыми пилотом отдельно.

перехват российских истребителей

Третье поколение

Российские истребители до 1980 года выпуска, которые и относятся к этой группе, представлены в основном МиГами версии 23, 25 и 27. Для них характерна еще более высокая скорость, превышающая 2 маха, встроенные радары с повышенной мощностью, улучшенный двигатель все с тем же форсажем и ракетное вооружение. Пушки тоже остались, но они перестали играть значительную роль. Ракеты, в свою очередь, начали разделяться на две категории по своей дальности: средние и ближние. Малый радиус охватывался пушками. Ракеты в ближнем бою далеко не всегда успевали навестись и среагировать на противника.

лучший российский истребитель

Четвертое поколение

Такая техника выпускалась вплоть до 2010 года. Перехват российских истребителей стал еще более сложным. МиГ-35 даже сейчас остается опасной машиной, не говоря уже о том, насколько смертоносен он был, когда только появился. В этой «эпохе» летающей техники применяются системы улучшенной маневренности, особо мощные двигатели, потребляющие меньше топлива, продвинутое оборудование и так далее. Кроме всего прочего, истребители четвертого поколения обладали возможностью «превращаться» в многоцелевые самолеты. В этом случае они получали способность к нанесению ударов не только по всему, что летает, но и наземной технике противника.

сбитый российский истребитель

Пятое поколение

Это то, что используется сейчас. Обзор истребителей пятого поколения сложно завершить, так как регулярно появляются новые образцы. Из отечественных аналогов стоит отметить великолепный Су-57. Уже в 2018 он начнет массово поступать в войска, став непреодолимой преградой для техники противника. В США самолеты 5-го поколения используются еще с 2005 года, однако учитывая непрерывное развитие техники, наш Су-57 будет значительно превосходить все аналоги, включая и F-35, поступивший на службу лишь в 2015. К слову, кроме нас и американцев, авиация пятого поколения есть только у Китая. Их J-20 лишь в 2017 году начал доставляться в войска. Фактически, от предыдущей группы техники отличия не столь существенны. Используются еще более доработанные приборы, и активно применяется технология стелс.

истребитель пятого поколения обзор

Шестое поколение

Фактических, таких самолетов еще не существует. Однако есть разработанная концепция, позволяющая хотя бы примерно представлять, чем же будет выделяться шестое поколение. Так, управлять самолетом будет необязательно. По крайней мере, находясь в его кабине. Современные технологии позволяют обеспечивать качественный дистанционный контроль, что позволяет беречь пилотов, тренировать которых все же значительно дольше, чем строить самолет. Кроме того, предполагается возможность использования энергетического оружия.

Эффективность существующих аналогов пока не слишком высока, однако разработки ведутся, и это позволяет надеяться на скорый результат. Разумеется, приборы будут еще более продвинутыми и модернизированными, буквально погружая пилота в виртуальную реальность, в которой он сам станет самолетом. Помимо всего прочего, скорее всего шестое поколение будет оснащаться инновационными вариантами покрытия, которое одновременно обеспечит высокий уровень защиты и отличную скрытность от радаров противника. Новейший российский истребитель, судя по заявлению Владимира Михайлова (глава дирекции военной авиации), будет очень быстрым, невероятно маневренным, многофункциональным и невидимым для врага.

Интересные факты

  • В 1989 году с польского аэродрома взлетел истребитель СССР МиГ-23. В процессе полета техника показала какую-то неисправность. Пилоту показалось, что отключился двигатель, благо на скорости полета этих машин невозможно реально оценить картину, и во избежание несчастного случая он катапультировался. Как выяснилось позже, двигатель то ли вообще не отключался, то ли потом включился и абсолютно никем не управляемый аппарат пролетел еще 900 км, упав в Бельгии из-за банальной нехватки топлива. К сожалению, в данной истории все же есть жертва – Вим Деларе, на ферму которого и рухнул истребитель.
  • Некоторые модели самолетов были далеки от совершенства. На отечественном И-16 не предусмотрели возможность автоматически поднимать шасси, и для этого приходилось крутить специальную лебедку. Пилоту, не отвлекаясь от управления, надо было сделать целых 44 оборота, что даже для очень сильных летчиков было неслабым испытанием.
  • Все приборы истребителя МиГ-25 были помещены в специальные вакуумные колбы. В теории, это должно было помочь технике и пилоту пережить даже ядерный взрыв. К счастью, на практике это проверять не пришлось.
  • С момента образования истребителя серии МиГ было построено 45 тысяч таких машин и еще 14 тысяч создано по лицензии за рубежом. Фактически, в пик своего расцвета этот самолет использовался для защиты воздушного пространства в 40 странах мира. Это самые распространенные российские истребители.
  • МиГ-25 считается самым быстрым управляемым военным самолетом. Он развивает скорость до 3395 километров в час. Существуют и более скоростные летательные аппараты, но они управляются только дистанционно, так как человек не в состоянии пережить подобные ускорения.
  • Отечественный пилот смог поставить рекорд высоты, забравшись на своем самолете на 37 тысяч 650 метров. Для большинства других видов летательной техники такой рубеж просто недоступен.
  • Наш АН-2, также известный как «кукурузник», считается самым распространенным самолетом в мире.

Заключение

Сбитый российский истребитель во время операции в Сирии является одной из немногих потерь военной авиации. Подробности этого дела сейчас, конечно же, не разглашаются, но из того, что известно, пилот, скорее всего, просто не ожидал такого действия от Турецкой ПВО. В остальных случаях аварии связаны обычно с тестированием прототипов или какими-то редкими случайностями, не влияющими на общее качество нашей авиации. К примеру, у американцев подобные аварии возникают регулярно, но афишируются намного меньше.