Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья

В дохристианской Руси было принято весело провожать уходящую зиму. В Православной церкви нет Масленицы, которую по сей день любит почти каждый русский человек. В ней имеется Сырная седмица, которая проходит в одно и то же время с Масленицей, но несёт иной сакральный смысл.

Смысл древнего праздника

На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. На каждой из них – снег, солнце, толпы нарядно одетого народа, тройки, запряженные в сани, их азартные гонки.

картина масленица

Но какой смысл несёт этот праздник? Все семь дней недели перед Великим постом имели несхожее значение. Картина Масленицы разворачивалась перед людьми так:

  • Встреча Масленицы – так назывался понедельник. Она происходила с горячими блинами. В этот же день делали чучело Масленицы, которое стояло на всеобщем обозрении всю неделю.
  • Вторник, заигрыш, отдавали молодёжи. На морозце все катались на горках, санях и каруселях.
  • В среду приглашали в дом гостей, которым на стол выставляли пироги, блины, медовые пряники. Этот день называли лакомкой. Обязательно тесть и тёща звали зятьёв на блины. Угостившись, все выходили на улицу, чтобы поучаствовать в кулачных боях и конных бегах.
  • «Разгуляй» – это четверг. Все уже «разошлись», и начинают широкую Масленицу. Вспомним картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Идут игры в снежки, все катаются на санках, водят хороводы и поют песни.
  • По пятницам зятья приглашали тёщу на блины. Дочь готовилась весь день, который так и назвали: тёщины вечёрки.
  • Никого из родственников не забывали. По субботам невестки звали в свой дом сестёр мужа. На золовкиных посиделках велись разговоры, подносились подарки, а стол был уставлен блинами.
  • И вот неделя подошла к концу. Наступило Прощеное воскресение. Все просят друг друга забыть об обидах, которые копились целый год. Под смех и шутки сжигают чучело Масленицы.

Что значил этот обряд

Картина Масленицы не полна без костра. Само чучело делали женщины из соломы, на лице углем рисовали глаза с бровями и нос, а губы красили свеклой. Её обряжали в старое тряпье. Так она «красовалась» всю неделю. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. В ярком огне исчезал холод. Все ждали весны и обновления. В горячую кучу сучьев и хвороста бросали все непригодное, чтобы она уничтожила всё грешное и печальное. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Когда оставалась груда пепла, то молодежь с шутками и прибаутками перепрыгивала через него. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.

И в наши дни ставят высокую Масленицу в центральном месте, огораживают и при скоплении зрителей сжигают.

Художник Б. Кустодиев

Известный живописец неоднократно, не менее 7 раз, возвращался к празднику проводов русской зимы. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Одна из первых работ написана в 1916 году.

описание картины масленица

Картина «Масленица», о которой сейчас пойдет речь, создана в 1919 году. Никому не может прийти в голову, что над ней работал тяжелобольной человек, у которого после операции были совершенно недвижимы ноги, но сохранены только руки, которые держат кисть. Он пишет этот праздник, забывая о своей болезни, противопоставляя её всем удовольствиям и радостям жизни.

Сама природа, а не только народ, радуется празднику. Нежным колоритом окрашено высокое небо, которое играет и переливается весёлыми зеленовато-оранжевыми и золотистыми красками. Заходящее солнце последними вечерними лучами освещает город, укрытый белоснежной пеленой снега, высокие шпили его церквей. Внизу, вдали на площади, расположились разноцветные балаганы, качели и карусели, которые, поскрипывая, вращаются. Там сосредоточилась большая толпа народа. Даже к первому плану картины, на котором отображены гонки расписных упряжек, долетает весёлый гул ярмарки.

С давних времён и до наших дней русские любят быструю езду. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. Каждому хочется показать своё молодечество, быстроту коней, ловкость управления и удаль. Сказка, явленная нам художником, создала весёлое гулянье, погрузила в атмосферу карнавала.

Б. М. Кустодиев: описание картины «Масленица» (1920 год)

Художник увлекательно рассказывает о многовековой традиции, которая корнями уходит в язычество. Его многофигурная композиция окрашена идиллическим настроением, восхищением и лёгкой иронией. Ярмарочные балаганы расположились неподалёку от высокой церкви. Рядом с ней неспешно прогуливаются одетые в дорогие шубы состоятельные люди.

картина русская масленица

Мальчишки на санках катаются с горок. За ними с лаем радостно бегают собаки. Бойкая торговля идет у лоточника только что выпеченными горячими пирогами. Мчится тройка саврасых коней под алой дугой. Её догоняет покрытый синей расписной попоной вороной конь под золотой дугой с бубенцами. Не только город разукрашен белыми сугробами. Но и деревья все покрылись инеем и парят, как облака, над всеобщим беззаботным весельем.

Картина Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»

На полотне в черно-белых тонах изображено, как весь городской люд собрался вокруг круглолицей Масленицы и уже развёл огонь. Дым вихрем взметнулся в небо, но костёр ещё только разгорается. Вокруг него собравшийся народ пританцовывает, кто-то даже встал от восторга на голову. Взрослые всё подходят и подходят, пришли и дети с санками, чтобы посмотреть, как исчезнет зима.

картина васнецова сжигание чучела масленицы

Вдали за частоколом спрятался древний город с церквями и высокими домами. Там веселятся на свой лад: катаются с горок на санях.

Так издавна проводился этот радостный и весёлый праздник.