Судебник Хаммурапи: описание, законы и характеристика

В 1902 году на территории юго-западного Ирана французскими археологами был обнаружен уникальный памятник культуры Древнего Вавилона ─ каменная стела с нанесённым на её поверхность сводом законов XVIII века до н. э, получившим впоследствии название Судебника Хаммурапи. Несмотря на то что часть надписей была уничтожена, её удалось восполнить благодаря глиняным табличкам с копией этого документа, обнаруженных в ходе дальнейших раскопок. Сегодня эта стела хранится в Лувре. Ниже приведено её фото.

Судебник Хаммурапи

Древневавилонский Судебник

Верхняя часть стелы украшена резным изображением автора этого древнейшего юридического документа ─ вавилонского царя Хаммурапи, молящегося богу справедливости Шамашу, который, по легенде, и даровал ему эти законы. Ниже изображения нанесён клинописный текст на аккадском языке.

Весь объём Судебника Хаммурапи, представленного на стеле, принято делить на 282 самостоятельных параграфа, каждый из которых относится к какому-либо из разделов судопроизводства. В той части памятника, где текст оказался уничтоженным, содержались ещё 35 параграфов, восстановленные позже.

Предшественники Судебника Хаммурапи

Источники, ставшие юридической базой, на которую опирался царь Хаммурапи при создании свода законов, следует искать в нормативных актах других древневосточных государств, составленных ранее и, по-видимому, знакомых ему. Это законы Ур-Намму, созданные в 2105-2194 гг. до н. э, а также Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н. э.) и Эшнунны (около 1795 г. до н. э.).

Характеристика Судебника Хаммурапи

Что же касается времени создания документа, то, по всей видимости, Хаммурапи написал его вскоре после объединения им разрозненных государств, составивших единое царство ─ Вавилон, и победы в войне с Сузами, то есть в 1750-х годах до н. э. Установленные им порядки просуществовали без изменения ещё в течение многих веков.

Сословия свободных граждан

В основу Судебника законов Хаммурапи положено деление всего общества на три социальные группы, каждой из которых соответствовали определённые юридические нормативы. Так, к высшему сословию причислялись жители небольших общин, имевших право на самоуправление. При этом каждый из них являлся собственником земельного надела, передаваемого по наследству.

Представителей этой категории граждан называли авилумами. Характерно, что по закону не только чиновники, но и сам царь не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь общин, руководимых всенародно избранными старейшинами. Государство взимало с них налоги и за счёт этого богатело. Исследователи отмечают тождество этого закона с нормативными актами основных источников Судебника Хаммурапи, упомянутых выше.

Общая характеристика Судебника Хаммурапи

Представители второго сословия ─ мушкенамы ─ также являлись свободными гражданами, но при этом не имели земельной собственности и брали наделы в аренду у государства, попадая, тем самым, в зависимость от произвола царей и чиновников. Любопытно, что к этому сословию в равной степени могли относиться и весьма обеспеченные люди, состоявшие на государственной службе, и сельская беднота. Согласно Судебнику Хаммурапи, мушкенамы не пользовались правом на самоуправление, и их жизнь целиком регулировалась царской администрацией.

Рабы и их положение в Вавилоне

К третьему, самому низшему сословию принадлежали рабы, называвшиеся в Древнем Вавилоне вардумами. Они всецело принадлежали своим хозяевам, имевшим право свободно распоряжаться не только их временем, но и самой жизнью. Убийство раба наказывалось лишь мизерным штрафом. Статус невольника передавался по наследству, исключения составляли лишь те случаи, когда матерью ребёнка была свободная женщина.

Как отмечают историки, условия жизни рабов, принадлежавших государству или хозяевам из второго сословия, были значительно легче, чем у тех, которые являлись собственностью членов общин. Если в двух первых случаях их жизнь регулировалась законами, то защитить раба, попавшего в общину, государство не могло, поскольку не имело права вмешиваться во внутренние дела этой обособленной социальной группы.

Источники Судебника Хаммурапи

Преступления и наказания

Давая характеристику Судебнику Хаммурапи, остановимся на законах, устанавливавших меру наказания за различные преступления. Одним из самых тяжких правонарушений в Вавилоне считались лжесвидетельства во всех их формах. Неслучайно именно с них начинается перечень наказаний. Особенно сурово каралось ложное обвинение в убийстве, за него приговаривали к смерти.

Вообще, многие законы, вошедшие в Судебник Хаммурапи, предусматривают наказания по принципу «око за око и зуб за зуб». Например, за умышленное причинение увечья виновника ждало адекватное наказание в виде переломов костей, отрубания конечностей, выкалывания глаз и т. д. Так же каралось и убийство, за исключением тех случаев, когда жертвой становился раб.

Особенности некоторых правовых нормативов

Законы, применявшиеся к членам различных социальных групп, имели свои особенности. Например, если авелум, то есть представитель высшего сословия, попадался на краже или грабеже, то возмещать ущерб пострадавшему должна была вся его община, а уже после этого они сами решали, что с ним делать.

Судебник законов Хаммурапи

В Судебнике Хаммурапи встречаются и многие нелепые, с точки зрения современного человека, законы, связанные с обвинением в колдовстве, также считавшемся у жителей Вавилона тяжким преступлением. Когда поступал донос, обвиняемого связывали и бросали в реку. Если он тонул, преступление считалось доказанным, и доносчик в качестве награды получал дом «колдуна». Если же несчастному удавалось выплыть, то обвинение снималось, а лжесвидетеля топили в той же реке. Надо заметить, что принцип таких «божественных судов» дожил до Средневековья и там получил дальнейшее развитие.

Весьма сурово наказывалось и мародёрство. Если, к примеру, случался пожар, и кто-либо пытался поживиться за счёт несчастья соседа, то его самого бросали в огонь. Причём эта казнь совершалась присутствующими прямо на месте преступления, без обращения в суд. Таким образом, давая характеристику Судебнику царя Хаммурапи, следует отметить установленную им легитимность самосуда над преступником.

Законы, связанные с военной службой

Судебник Хаммурапи регламентировал также все вопросы, относящиеся к службе в армии. Поскольку царь был заинтересован в пополнении своего войска, он законодательно гарантировал всем вступившим в него получение от государства арендного земельного надела и причисления ко второму сословию. Это касалось также различных кочевников, желавших перейти на оседлый образ жизни, и разного рода чужеземцев, привлечённых богатствами Вавилона.

Основные источники Судебника Хаммурапи

В армии законами Хамурапи устанавливалась строгая дисциплина, при которой рядовые обязаны были беспрекословно подчиняться офицерам ─ десятникам и сотникам. Как выяснилось, уже в ту давнюю эпоху одной из «болезней» армии была «дедовщина», проявления которой решительно пресекались. Строго наказывались также случаи воровства и грабежа. Если же преступление совершалось рядовым в отношении офицера, то оно каралось смертью.

Семейный кодекс

И наконец, завершая общую характеристику Судебника Хаммурапи, нельзя обойти стороной законы, касающиеся семейной жизни. В них приоритет отдавался мужу ─ главе семьи, у которого жена находилась в зависимом положении. Оговаривались, в частности, вопросы супружеской верности, которую женщина была обязана хранить даже после смерти мужа. Что же касается мужчин, то они этим вообще не обременялись.

Законом предусматривалось много случаев, при которых супруг имел право развестись со своей благоверной. Кроме её неспособности родить потомство, в их перечень входили: сварливость, упрямство, злобность и даже излишняя болтливость. Между тем, закон в некоторых случаях отстаивал и интересы женщин. Так, они имели право, забрав приданое, вернуться к своим родителям, если мужья пьянствовали и публично унижали их.

Характеристика Судебника царя Хаммурапи

Заключение

В рамках статьи невозможно охватить все 282 параграфа нормативных актов, приведённых на стеле, обнаруженной французскими археологами. В них царь Хаммурапи заложил юридическую основу, на которой впоследствии строились правовые отношения жителей многих государств. Завершая перечень законов, он без лишней скромности и, надо сказать, с полным основанием награждает себя такими эпитетами, как «мудрый», «великий» и «превосходный», не забыв упомянуть, что даровали их ему боги Шамаш и Мардук.