Структура сочинения-рассуждения. Как написать сочинение-рассуждение

0
0

Одной из форм работ по литературе и русскому языку является написание сочинений. Они же являются важным элементом для успешной сдачи экзамена в школе. Но чтобы получить высокую оценку, необходимо знать, как правильно его написать. Одной из наиболее сложных является структура сочинения-рассуждения. Ниже будет рассказано о том, как написать его правильно.

Что это такое

Прежде чем приступать непосредственно к структуре сочинения-рассуждения, необходимо дать определение данного вида работы. В рассуждении ученику не столько нужно рассказать о том, что он прочитал, сколько от него требуется изложение собственных мыслей о произведении или о его отношении к указанной проблеме.

Ученик должен привести аргументы и грамотно их изложить, потому что структура сочинения-рассуждения подразумевает последовательность в изложении. Поэтому особенно важно перед написанием составить план, в котором будут указаны пункты, которые нужно написать. Сочинения-рассуждения используются не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Только в этом случае они подразумевают размышления на другие темы.

структура сочинения рассуждения

Что проверяет учитель

По структуре сочинения-рассуждения педагог проверяет то, как хорошо ученик может:

  • Воспринимать информацию, данную в тексте.
  • Анализировать точку зрения автора, критика.
  • Аргументировать собственное мнение, даже если оно не совпадает с авторским.
  • Использовать все лексические возможности русского языка.
  • Правильно оформлять сочинение с учетом грамматических, стилистических норм русского языка.

Поэтому не нужно относиться легкомысленно к составлению структуры и написанию сочинения-рассуждения. Учитель таким способом проверяет, понимает ли ученик прочитанное, способен ли он не просто читать, а еще и размышлять над информацией и отстаивать свою точку зрения.

Самая простая схема

Многих учеников интересует, как написать сочинение-рассуждение правильно. Есть всем известная общепринятая структура:

  • тезис (точка зрения);
  • доказательства (аргументы);
  • собственное мнение.

Но это довольно простой вариант, который не подходит выпускникам старших классов. Написание сочинения по такой структуре подойдет ученикам средней школы, но чтобы получить высокую оценку на экзамене, нужно мыслить шире, потому что изучаемые произведения находятся на другом уровне и затрагивают более серьезные и глубокие вопросы.

как написать сочинение рассуждение

Что нужно отметить в плане

Все задают вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение, но немногие вспоминают, что нужно еще составить план. И именно ответы на правильно заданные вопросы в плане будут основой для такого сочинения. На какие же вопросы должен ответить ученик?

  1. Вступление.
  2. Собственно, какая главная мысль произведения (о чем говорится в тексте). Или какую проблему затрагивает автор.
  3. Отношение автора к данной проблеме или вопросу.
  4. Какие аргументы автор приводит в доказательство своей точки зрения.
  5. Как удалось раскрыть писателю тему в произведении.
  6. Собственное мнение ученика.
  7. Аргументы для доказательства своей точки зрения.
  8. Заключение.

Это и есть структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Если ученик последовательно раскроет каждый пункт, то на экзамене за этот вид работы сможет получить высший балл.

структура сочинения рассуждения по русскому языку

Особенность сочинения на экзамене по русскому языку

При помощи данной разновидности сочинения учителя проверяют не только то, знаком ли ученик с произведениями, которые проходят по школьной программе. У структуры написания сочинения-рассуждения по русскому языку есть также свои особенности. Предлагаемые темы носят абстрактный характер. Как правило, ребятам нужно написать свои размышления на тему любви, дружбы, семьи, об отношении к культуре и традициям, о важности изучения русского языка и др.

Если по литературе ученику было дано конкретное произведение, то в этом случае педагог проверяет не только грамотность и умение правильно писать сочинение. Повышает шанс на получение высокого балла и упоминание в своей работе прочитанных книг, цитаты известных героев или людей. Это позволяет продемонстрировать ученику свою эрудицию и начитанность. Структура сочинения-рассуждения по русскому языку не сильно отличается от литературного. Разница лишь в том, что здесь ученику не нужно указывать точку зрения автора.

сочинение рассуждение план и пример

Пример сочинения-рассуждения

В таком виде работы все зависит от того, как грамотно ученик сможет аргументировать свою точку зрения. Лучше всего подкреплять ее примерами не только из мира литературы, но и из жизни. Будет дополнительным плюсом, если ученик приведет в тексте цитату, которая покажет его ознакомленность с произведением.

Можно найти множество примеров с планами сочинения-рассуждения, в которых подробно рассказывается о каждом пункте. Больше всего возможностей для написания таких сочинений предоставляет роман-эпопея "Война и мир". Например, «Тема женской доли в романе "Война и мир"».

структура сочинения рассуждения по прочитанному тексту

Ученик может сказать о том, что в романе-эпопее рассказывается не только о войне 1812 года, но и о жизни простых мирных жителей, не являющихся участниками этой войны. Они продолжают так же жить, горевать и любить. Далее ученик должен дать краткую характеристику Наташе Ростовой - главной героине романа. И показать, как она росла, как изменялся ее характер на протяжении всего повествования.

Дальше ученик отмечает, что после свадьбы с Пьером она стала меньше внимания уделять своей внешности, занималась только хозяйством и детьми, мужем. И что, по мнению автора, такой и должна быть женщина. И вот здесь ученик уже высказывает свое мнение: согласен ли он с тем, что женщина должна заниматься только домом, или же она может строить карьеру и вести хозяйство. И приводит доказательства своей точки зрения.

Сочинение-рассуждение не может быть простым изложением позиции автора или кратким пересказом всего произведения. Именно размышления на определенную тему позволяют ученику показать, что он может глубоко анализировать серьезные произведения, что он - личность с собственным мнением, которое может развернуто аргументировать. Поэтому важно, чтобы ученики знали структуру сочинения-рассуждения.