Сочинение по картине "Свидание" Маковского: о картине и не только о ней

Предварим рассказ о том, как писать сочинение по картине "Свидание" Маковского, некоторыми сведениями о художнике и времени, когда было создано полотно.

В. Е. Маковский и художники-передвижники

Владимир Егорович Маковский - известнейший российский художник, представитель товарищества Передвижных художественных выставок. Мастера, работающие в этом объединении, отстаивали в своем творчестве принципы, противоположные художественному академизму. Они ратовали за критический реализм в искусстве, их полотна были проникнуты мотивами реальной жизни и чертами быта, а не псевдонародными и мифологическими сценами, которые все еще ценились в Академии художеств.

В сочинении по картине "Свидание" Маковского скажем, что работа была написана в 1883 году, в период, который принято считать расцветом творчества художника.

сочинение по картине свидание маковскогоЭто было время последствий отмены крепостного права, развития идей народничества, земских нововведений. Это было время литературы Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. В художественном творчестве подходило к концу время таких мастеров, как А. Иванов, В. Тропинин, К. Брюллов. А среди передвижников уже работали В. Перов, И. Крамской, А. Саврасов, И. Репин, Суриков, Н. Ге и др.

Тематически для работ большинства художников-передвижников характерны так называемые жанровые сценки, которые отражали реальную жизнь народа во всех ипостасях и во всех социальных слоях. Такой демократический подход мы находим и в большинстве картин Маковского.

сочинение по картине в е маковского свиданиеПеред тем как описывать картину Маковского "Свидание", в своем сочинении надо сказать, что именно своим историзмом полотна передвижников особенно ценны для потомков. Сегодня по ним мы и судим о реальностях того времени. Дополняют своими материалами об эпохе, конечно, литературное творчество, публицистика, переписка известных исторических личностей. Но согласитесь, как этого было бы мало, не будь в нашем распоряжении картин передвижников.

Колористика и сюжет картины

В сочинении по картине "Свидание" Маковского опишем общее цветовое решение картины. Полотно выдержано в довольно мрачных тонах. Встреча матери и сына проходит, видимо, в сенях перед мастерской. Полы каменные, стены из грубых, разного цвета досок. Стоит бочка с кувшином для питья - сюда, вероятно, приходят освежиться рабочие.

краткое сочинение по картине маковского свиданиеВообще, создается впечатление, что детали фона не столь важны для художника. В центре полотна - только его герои. Эта картина об их жизни.

Одежда героев

Мальчишку отдали на обучение к какому-то мастеровому. Тогда многие крестьянские семьи так делали - тут мальчик не только получал хоть какие-то гроши, но и необходимые для будущей работы профессиональные навыки. Правда, как мы помним по рассказам Чехова и Горького, ребятишек, отданных "в люди", часто использовали в качестве слуг, лакеев, нянек в домашнем хозяйстве. Но мальчик, изображенный на картине, занят в общем деле: на нем заляпанный фартук, рукава рубахи засучены, он босой.

Его семья, наверное, очень бедна - мальчишка одет в явно большие ему, с чужого плеча штаны и рубаху. Штаны подвернуты, рубашка на плечах собрана. Лицо утомленное, под глазами мешки. Он с жадностью ест принесенную матерью булку.

А вот рядом его мать. Вернее, мы не знаем точно, матерью ли она приходится мальчику. Но по ее лицу - сострадательному и покорному своей скорбной доле - мы понимаем это. Лицо женщины словно застыло в своем обыденном несчастье и бедности, ей жалко сына, она не знает, долго ли он выдержит, так тяжело трудясь и так скудно питаясь. Но делать нечего - надо терпеть. А там, глядишь, и Бог поможет. Иного выхода ведь нет. Вся поза этой женщины говорит нам об этой ее безысходности. Так ведь и рассуждали простые русские люди, и так показывает нам это художник.

Оба персонажа, как необходимо отметить в нашем кратком сочинении по картине Маковского "Свидание", выписаны с особой тщательностью. Мы видим, что мать одета в верхнюю одежду, на голову повязан платок, у ног лежит узелок - значит, ради того, чтобы навестить сына, ей пришлось проделать не короткую дорогу. Котомку простые люди, случись им идти куда-то пешком, раньше часто носили на палочке, которую клали на плечо. Палку это можно было использовать и как посох. Обычно так делали в селах - значит, думаем мы, семья мальчика, скорее всего, живет в селе.

Общее впечатление

В заключении сочинения по картине В. Е. Маковского "Свидание" скажем о том, чего, на наш взгляд, не хватило картине. Ей не хватило настоящего трагизма. Настоящим горем могло бы быть детство, закованное в бедность - но такое, чтобы зритель действительно почувствовал, что это детство. Что ребенок все-таки остается ребенком, и когда он тяжело болен, и когда он устал, и когда он голоден. Мальчик с картины Маковского - просто измученное маленькое существо. Это социальный элемент окружающей его среды. Художник старательно, чтобы прониклись бедой героев зрители, написал портреты ребенка и его матери. Но вряд ли сам мастер, выросший в обеспеченной интеллигентной семье художников, где никогда не знали беспросветной нищеты и борьбы за существование, мог сострадать так, чтобы показать нам всю горечь написанной им сцены.

сочинение по картине маковского свиданиеО картинах Маковского часто говорят, что созданные им жанровые сценки написаны мастерски, порой юмористичны, всегда достоверно рассказывают нам о характерах персонажей. Они все интересны, но поверхностны. Так говорят. И кажется, это верно.