Далай-лама, духовный лидер тибетского народа: биография, учение, цитаты и высказывания

Фигура далай-ламы имеет многовековую историю. Она известна в буддистской традиции еще с конца XIV столетия. Начиная с XVII века эта должность совмещает в себе религиозные и государственные функции, обладает необычайно большим влиянием и пользуется уважением и почтением. Известно, что за всю историю Тибета далай-лам было 14. Сколько лет далай-ламе нынешнему, что представляет собой этот институт, в чем состоит его учение – об этом будет рассказано в статье.

Линия передачи «Тулку»

Будда - просветленный

В соответствии с буддистскими тибетскими представлениями, бодхисаттва принял решение стать буддой (просветленным существом) во имя блага всех людей и спасти все живое от страданий. Для того чтобы найти выход из бесконечного круга перерождений – сансары, он сам не уходит в нирвану, воплощаясь в одном из людей, которым и является далай-лама. Таким образом, существует непрерывная линия передачи духовной сущности бодхисаттвы, носящая название «Тулку».

С XVII века и до 1959 года далай-ламы руководили Тибетом, находясь в его столице Лхасе. Их правление носило теократический характер, то есть было тесно связано с буддистскими верованиями и традициями, по сути, основываясь на них. Поэтому и по сей день в Тибете далай-лама считается духовным лидером всего народа. Он носит титул «Его Святейшество».

Значение слова и выбор ламы

учение далай ламы

В переводе с монгольского языка «далай» значит «океан», что в данном контексте мыслится как «великий». Монгольские ханы, которые правили после Чингиса, именовались титулом «Далай-хан» - «Великий хан». Что касается второй части названия тибетских правителей, то понятие «лама» в тибетском понимании тождественно санскритскому «гуру», что означает «учитель». Таким образом, значение слова – «Великий учитель».

Как выбирают далай-ламу? Когда умирает человек, являвшийся при жизни очередным воплощением бодхисаттвы, монахи, считая, что произошла реинкарнация в другого человека – маленького ребенка, - принимаются за его поиски. Он должен обладать определенными качествами и пройти ряд сложных испытаний.

далай лама i

Сам процесс поисков является довольно сложным и долгим. Продолжаться он может многие годы. Он начинается следующим образом. Тело скончавшегося далай-ламы, которое забальзамировано, помещают на трон в сидячем положении и ждут, пока его голова повернется. После этого монахи начинают гадать с помощью вод священного озера, на глади которого они рассчитывают увидеть указание на название тибетской провинции, где они, возможно, найдут нового ламу.

Затем они снаряжают целую экспедицию в этом направлении. Считается, что дети, являющиеся перерождениями бодхисатвы, как правило, помнят те вещи и тех людей, которые присутствовали в их прошлых жизнях. Некоторые из них обладают способностью к чтению религиозных текстов, хотя никогда не учились этому. После того, как новый тибетский лама найден, ребенка забирают в Лхасу и там под руководством опытных наставников обучают несколько лет.

Суть тибетского буддизма

Тибетский дацан

Тибетский буддизм, который иногда называют «ламаизм», что является не совсем корректным, представляет собой одно из направлений в буддизме, которое характерно для таких регионов, как сам Тибет плюс прилегающие области Гималаев, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува и ряд других.

Это комплекс учений и медитативных практик, характерной чертой которого является существование уже упомянутой выше традиции перерождений, приведшей к тому, что в лице института далай-ламы произошло объединение светской и духовной власти.

В основе тибетских учений лежит понятие, близкое к понятию «дхарма», одному из важнейших также и в индуистской философии и религиях. Его можно трактовать как совокупность норм и правил, которые необходимы для того, чтобы соблюдался и поддерживался космический порядок. Оно означает и религиозный долг, и нравственные устои, и универсальный закон бытия. Считается, что люди, соблюдающие принципы дхармы, могут достичь нирваны, или мокши, то есть освобождения от страданий материального мира, от необходимости новых рождений.

Далай-лама XIV

сколько лет далай ламе 14

Все вышесказанное в полной мере относится к сегодняшнему ламе, духовному лидеру Тибета, которого зовут Тэнцзин Гьямцхо. Он родился в 1935 году, 6 июля. Место рождения – Китай. Далай-лама является лауреатом Нобелевской премии мира, которую он получил в 1989 году.

Еще он имеет большое количество наград, среди них - Золотая медаль Конгресса – высшая награда США, которой его наградили в 2007 году. Он возглавлял правительство Тибета в изгнании до конца апреля 2011 года, после чего передал полномочия Лобсангу Сангаю.

Реинкарнацией своего предшественника Далай-лама XIV был признан в 1937 году, когда ему было 2 года. Во время одного из испытаний, увидев некоторые реликвии и игрушки предыдущего ламы, он закричал: «Это мое!» В октябре 1939 года он прибыл в Лхасу в составе каравана.

Возведение на трон и изгнание

тибет далай лама

На трон он был возведен в феврале 1940 года в Тибете, точнее в его столице Лхасе. В 1950-х годах на эти территории вторглись китайские войска, после чего с одобрения далай-ламы в 1951 году было подписано соглашение, предполагавшее мирное освобождение страны.

Затем ламой в продолжение девяти лет предпринимались попытки мирного сосуществования с центральными китайскими властями. Однако после того, как произошло и было подавлено восстание против Китая, он был вынужден покинуть столицу в марте 1959 года и нашел убежище на территории Индии, где сегодня находится правительство Тибета в изгнании.

В 2012 году, после ухода из политического руководства, далай-лама сделал заявление относительно своей позиции по независимости Тибета. Он подчеркнул, что, несмотря на мнение китайских властей, не испытывает стремления к независимости страны, а лишь выступает за его автономное существование в составе КНР на демократической основе.

Содержание учения

Учением далай-ламы является Дзогченг, в котором говорится об изначальной природе - неотъемлемой для каждого существа и выражающейся в состоянии, называемом «ригпа». Эта природа ума характеризуется как пустая, ясная, чистая, всеобъемлющая. Также для ее отражения используются такие термины, как «естественное состояние», «изначальное осознование».

Она не имеет своей формы, но наделена способностью к восприятию, проявлению, переживанию, отражению или выражению любых других форм. При этом она никоим образом не затрагивается другими формами. В качестве примера мастера учения Дзогченг приводят зеркало, проявляющее любые отражения, никак не влияющие на само зеркало. Если человек сможет поддерживать подобное состояние внутри себя, то он будет защищен от каких-либо проявлений страдания.

Дзогченг передается ученику мастером, который смог добиться реализации в себе изначального природного состояния. Суть учения содержится в трех заветах, которые призывают:

  • ознакомиться с природой собственного сознания с помощью опытного наставника;
  • избавиться от сомнений;
  • поддерживать в себе такое состояние.

В соответствии с названными заветами, учение разделяется на три раздела:

  • посвященный природе ума;
  • очерчивающий изначальное пространство;
  • содержащий тайные устные наставления.

Следуя Дзогченгу, человек может в продолжение одной жизни достичь окончательной реализации – «состояния будды», в том числе посредством реализации «тела света» в самом конце жизненного пути.

Ненасилие

как выбирают далай ламу

Еще одна важная сторона учения далай-ламы – ненасилие. Оно представляет собой систему ценностей, социальную и этическую концепцию, а также духовную практику. В основе каждого из направлений лежит неприятие насилия и полный отказ от него в достижении каких бы то ни было целей, в том числе и благих.

Ненасилие может проявляться как принципиальное убеждение – религиозное, философское, этическое, а также как политическая прагматическая стратегия. Одним из идеологов ненасилия является Махатма Ганди – выдающийся индийский деятель – политический и общественный, чья философия оказала воздействие на сторонников мирных перемен, в частности в движении за независимость Индии.

Зона ахимсы

В буддизме, как и в индуизме, понятие «ненасилие» тесно связано с идеей ахимсы - непричинения вреда всем живым существам. В 1987 году Далай-лама XIV предложил мирную политическую программу, которую он назвал «Зона ахимсы», или «Зона мира». Ее суть заключается в следующем предложении. Сначала сделать зоной ненасилия Тибет, проведя там полную демилитаризацию, а затем расширить ее до размеров всего земного шара.

Программа предполагает, что Тибет, в качестве зоны мира, будет очищен от всех видов оружия и станет местом, где человек сможет гармонично сосуществовать с природой. Именно за выдвижение этого плана, который еще называют «Срединный путь», Далай-лама XIV был награжден Нобелевской премией мира.

Мудрые изречения

Цитаты далай-ламы отличаются мудростью и могут быть интересны любому человеку. Возможно, изречения этого уважаемого человека помогут кому-то в той или иной жизненной ситуации. В связи с этим целесообразно привести близкое к тексту изложение некоторых цитат далай-ламы, касающихся религии, радости и страданий.

  • Религия является личным делом каждого человека, его индивидуального сознания. А оно у всех разное. Существует несколько концепций, связанных с Богом, например, концепции Бога-создателя или теория, выводящая закон причины и следствия. Каждая имеет право на существование. Но даже если человек является неверующим, главное, чтобы он был честным, искренним и сострадательным.
  • По мере того, как человек развивает в себе альтруизм, любовь и сострадание, он избавляется от ненависти, гордыни и низменных желаний.
  • Нельзя позволять иссякать живущей в вас радости. Несчастье уничтожает все вокруг, вместо того, чтобы страдать, лучше попытаться что-либо изменить, а если изменить уже ничего нельзя, то страдания тут не помогут.
  • Люди зачастую усиливают свою боль и страдания, проявляя излишнее внимание к мелочам, принимая многое слишком близко к сердцу.