Самолет ИЛ-112: история создания, характеристики и фото

Знаменитое конструкторское бюро имени Ильюшина разрабатывало новый проект самолета с названием Ил-112 в качестве транспортного летательного аппарата. Он должен был заменить устаревшую модель воздушного судна Ан-26, используемого для транспортных перевозок.

Конструкторы планировали создать две модификации данного типа. Одна предназначалась для перевозок в сфере гражданской авиации, а другая была направлена на военную отрасль в виде грузового самолета.

Планы по проектировке

В девяностые годы прошлого века специалисты провели мониторинг авиационного рынка, согласно которому было выявлено, что для обновления самолетного грузового парка с помощью самолета Ил-112 понадобится минимум триста машин, а максимум тысячи. Отчего такой разнос? Все дело в том, что данное воздушное судно имеет одно большое преимущество перед тем же Ан-26 - его можно сажать на грунтовые и короткие, а также плохо оборудованные взлетно-посадочные полосы.

Военно-транспортная модель Ил-112

Еще одним огромным плюсом Ил-112 является его использование без проведения капитального ремонта. То есть техническому составу достаточно следить за уровнем годности судна. Согласно прогнозам конструкторов, срок эксплуатации самолета Ил-112 должен был составить тридцать пять лет.

История создания

Разработкой проекта занялись еще в начале девяностых прошлого века. Согласно первоначальному плану и описанным техническим характеристикам самолета Ил-112, должны были выпустить аппарат для пассажирских перевозок. Основные финансы поступали от компании "Ил-Башкирия", и, согласно договоренностям, производство должно было начаться в 1994 году, но этого не случилось. Тогда серийный выпуск Ил-112 отдали Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу.

Министерство обороны Российской Федерации получило разработки проекта только в 2004 году. Тогда сборку первого нового Ил-112 назначили на 2006 год, однако и эти планы провалились. Воплощение чертежей в жизнь все затягивалось, и в итоге ситуация привела к передаче проекта для дальнейшего финансирования конструкторскому бюро имени Ильюшина, а сам аппарат внесли в список государственного оборонзаказа до 2015 г.

Дальнейшие попытки выпуска

Но несчастливая череда событий не оставила самолет Ил-112, и уже в 2010 году Министерство обороны Российской Федерации перестало осуществлять денежное финансирование, хотя к этому моменту были частично собраны четыре борта, а для полноценного вида машинам недоставало 800 миллионов рублей.

В итоге Воронежское авиационное самолетостроительное общество приготовило два летающих образца, а два оставались недоделанными. По планам изготовителя годовой выпуск должен был составить восемнадцать машин, но тут же появилась еще одна проблема. Министерство обороны отказалось от первого Ил-112 в варианте транспортного борта в 2011 году и поддержало выпуск Ан-140. Из-за этого все дальнейшие разработки транспортного самолета прекратились.

Схема размеров Ил-112

В начале 2014 года конструкторское бюро имени Ильюшина вновь заключило контракт с Министерством обороны, согласно которому дальнейшие разработки по Ил-112 должны были возобновиться, так как в обслуживании "Антоновых" начались технические проблемы из-за украинского политического кризиса. Серийный выпуск "Ильюшина" планировали на 2018 год.

Особенности конструкции

Согласно схеме воздушного судна, Ил-112 - это моноплан с высоко расположенным крылом в форме прямой линии. Кабина пилотов рассчитана на двух членов летного экипажа. Согласно характеристике самолета, Ил-112 как гражданское судно должно было вмещать сорок четыре пассажира, а грузовое - иметь возможность поднимать до шести тонн груза единовременно.

Имеющиеся данные указывают на то, что подъемная масса при взлете не будет превышать двадцати с половиной тонн, а максимальное количество литров авиационного керосина, вмещаемое топливными баками самолета, составляет 7900 литров.

На крыле имеются:

  • двухщелевые закрылки;
  • дефлектор, который хорошо зафиксирован;
  • тормозные щитки;
  • элероны и интерцепторы.

Закрылки могут отклоняться на максимально допустимый угол, равный сорока градусам. Элероны с 30-процентным размахом расположены на концах крыльевых консолей, они могут отклоняться на 25 градусов вверх и 17 градусов вниз. Тормозные щитки находятся над закрылками, собственно, как и интерцепторы, имеющие одну секцию.

Готовая кабина Ил-112

Крыльевые тормозные щитки отклоняются на сорок градусов. Необходимость в использовании интерцепторов возникает в случае отказа одного из двигателей при взлете или уходе на второй круг. В таких ситуациях происходит автоматическое парирование крена машины. На земле же они используются для сокращения пробега после посадки. Отклоняться интерцепторы могут на двадцать градусов в элеронном режиме и при торможении - до сорока градусов.

Силовая установка

Технические характеристики Ил-112 по силовой установке включают два турбовинтовых двигателя, обозначенных как ТВ7-117СТ. Помимо этого, под силовой установкой понимается специальный воздушный винт, имеющий шесть однорядных лопастей, обозначенных как АВ-112.

Мощность каждого двигателя Ил-112 определяется в 2800 лошадиных сил, а тяга вспомогательной винтовой установки составляет 3645 килогерц. Если наступает форсажный режим во время полета, то тяга дополнительной силовой установки может достигнуть значения 4145 килогерц.

Двигатель Ил-112

Скоростные возможности

По описанным характеристикам Ил-112 расходует до 500 килограммов керосина за один час при средней крейсерской скорости 480 километров в час. Максимальная скорость, которую может развить воздушное судно, - 550 километров в час при максимальной продолжительности полета в тысячу километров. Размах крыла составляет 23 метра 43 сантиметра, высота машины - 7 метров 90 сантиметров, длина самолета от носа до хвостового оперения - 20 метров 65 сантиметров.

Однако в случае перегонки самолета на борт устанавливаются дополнительные топливные баки, и тогда дальность увеличивается до 5200 километров. Максимальный потолок высоты, которую самолет может занять, - 7600 метров. Для взлета Ил-112 требуется всего 870 метров взлетно-посадочной полосы, а для посадки достаточно и шестисот с учетом торможения и полной остановки воздушного судна.

Госзаказ со стороны Министерства обороны

В 2012 году Главкомат Военно-воздушных сил Российской Федерации в своем докладе отразил все положительные моменты по возобновлению проектировок по легкому военно-транспортному самолету и передал его Сергею Шойгу, действующему министру обороны РФ.

Процесс создания Ил-112

Созданный проект Ил-112 очень впечатлил руководителей Вооруженных Сил Российской Федерации настолько, что они, посовещавшись, решились на возобновление заказа по разработке военной модели данного самолета. За эту идею мгновенно зацепились работники конструкторского бюро Ильюшина. Известно, что модель, разрабатываемая для Вооруженных Сил, носит кодовое название Ил-112В - это полностью определяет ее военно-технические характеристики.

Отличие моделей

В свою очередь, гражданской модели присвоили букву "Т". Конструкционные особенности каждой модели будут различаться в строении бортового оборудования, а вот остальные системы планируется создавать одинаковыми. Более того, такой образец самолета имеет прекрасные данные для разработок других модификаций, например, на примере военной машины можно создавать разведывательные модели или машины для проведения борьбы с радиацией, а также воздушные суда для научных исследований.

По некоторым данным, "Почта России" планирует приобрести транспортную модель для своих нужд, однако подробности договора неизвестны. Разработка Ил-112 - это одна из самых длительных программ отечественного авиапрома.

Первый полет

Учитывая последние новости, связанные с Ил-112, первый полет должен был состояться еще в январе 2018 года, однако пошли очередные задержки. Плюс о коммерческом выпуске никакой речи уже и не идет, соответственно, ожидается только две модели - гражданская и военная.

Изначально сроки по выполнению первого полета были определены на 2017 год, а планы по серийному выпуску - на 2019-й, и, согласно данным Министерства обороны, цифра ежегодной скупки самолетов снизилась с отметки восемнадцати на неизвестную.

По некоторым источникам, задержки пошли из-за предоставления плохо оформленной документации по проекту - чертежи были буквально напичканы ошибками. Хотя авиационные строители осмелились заявить о трехстах машинах, запланированных на производстве.

Военные самолеты Ил-112

Модель, заказанная Министерством обороны, идеально подходит для выполнения десантирования не только личного состава, но и военной техники. В этой части Ил-112В намного превосходит в работоспособности украинский "Антонов" 140-й модели (с которым имеется долгосрочный договор на поставки воздушных судов), так как у последнего нет в наличии специализированной рампы, являющейся вспомогательным средством для перевозки военной техники и крупногабаритных грузов.

Два готовых Ил-112

Плюс ко всему у российского самолета имеется огромное преимущество - он способен выполнять полеты при любых климатических изменениях и в разных погодных условиях как в дневное время, так и в ночное. Он может использоваться для приземления на плохо подготовленных аэродромах со слабыми радиотехническими системами.

Для того чтобы понизить уровень вибрации и создать небольшую шумоизоляцию в грузовом отсеке, в части, где расположены винты, конструкция уплотнена. Обе стороны борта снабжены обтекателями, закрывающими узлы, к которым крепятся опоры для стоек шасси. Туда же, в обтекатели, была спрятана вспомогательная силовая установка и блоки остальных самолетных систем.

Сравнение с Ан-26

Главным соперником Ил-112 является Ан-26, однако при более детальном сравнении оказывается, что первый превосходит в качественном плане своего украинского собрата. Так, у "Ильюшина" силовая установка в разы мощнее, да и сам планер с авионикой превосходят антоновскую машину.

В целом тут нет ничего удивительного, ведь Ан-26 был разработан полвека назад. У "Ильюшина" все используемые в конструкции материалы намного современнее. Например, двигатели российского "долгостроя" имеют большую эффективность в расходе авиационного керосина почти в два с половиной раза.

Самолет Ан-26

Секретные дополнения

Военная модификация будет оснащена рядом секретных систем, но оно и понятно, иначе в современном, полностью военизированном мире не прожить. Правда, из-за данных установок иностранным государствам заказать ее не представится возможным. Предположительно имеется в виду модернизированная система связи и новый комплекс, способный противостоять ракетам, пущенным из зенитных установок.

Хотя есть и некоторые эксперты, утверждающие, что с заданными целями сможет справится и уже имеющийся военный вертолет - Ми-38.

Ил-112В будет иметь большую грузовую кабину с возможностью полной герметизации. Внутри нее должен быть оборудован бытовой отсек, два аварийных выхода и уже упомянутая рампа.

Относительно хвостового оперения можно сказать, что вертикальный стабилизатор будет состоять из двухлонжеронной конструкции. Шасси, имеющее пять опор, сможет выдержать тяжесть самолета при посадке в грунт с плотностью шесть килограммов на квадратный сантиметр.

Плюс ко всему на военной модели будет система автоматов, реагирующих на высоту и способных совершать автоматическое снижение до предпосадочного уровня выравнивания при максимальной дальности видимости взлетно-посадочной полосы не менее 400 метров, а высота принятия решения будет равна тридцати метрам.

А вот согласно планам по выпуску гражданских бортов, никаких секретных систем туда внедрять не собираются, поэтому конструкторы будут ожидать поступления заказов и со стороны зарубежных авиапредставителей.