Задатки - это... Значение слова

Задатки – это что такое? Нередко люди, которые не имеют отношения к психологии, отождествляют их со способностями. Но это на самом деле не соответствует действительности. Чтобы разобраться в том, что это – задатки, нужно произвести маленькое исследование, сравнив эти два понятия и установив связь между ними. Сегодня мы и сделаем это в нашем обзоре.

Общее понятие

Нужно поощрять любопытство

Психологи дают следующее определение задаткам. Это присущие нервной системе человека особенности, носящие анатомический и физиологический характер, получаемые им при рождении. Они являются базой для того, чтобы образовались те или другие способности. Среди таких задатков выделяются:

  1. Те, которые определяют скорость формирования нервных связей, а также их прочность и легкость в их дифференциации. Эти свойства нервной системы относятся к типологическим.
  2. Те, что «заведуют» строением анализаторов и некоторых областей, из которых состоит кора головного мозга. К анализаторам относят функциональные единицы, ответственные за прием и анализ чувственной информации – зрительный, обонятельный, слуховой, вкусовой, вестибулярный, двигательный, анализаторы внутренних органов. Такие особенности являются анатомическими.

От задатков – к способностям

Задатки проявляются рано

Чтобы разобраться в том, что означают «задатки», нельзя обойтись без выяснения их отличия и связей со способностями. По поводу последних психологи отмечают, что это индивидуальные особенности личности, которые выступают в роли субъективных условий, необходимых для успешного занятия какой-либо деятельностью.

Тогда как задатки – это существенные предпосылки для развития способностей. Но при этом нужно учитывать, что задатки не предопределяют способности, а только обусловливают их. Таким образом, мы наблюдаем важное направление в развитии личности – от задатков к способностям. Однако способности, развиваясь из задатков, не являются функцией последних самих по себе. Они представляют собой функцию развития индивидуума, в которой задатки играют роль предпосылок, исходного момента.

Способности к способностям

Чтобы должным образом усвоить значение слова «задатки» и не делать ошибок, отождествляя их со способностями, можно образно охарактеризовать рассматриваемое нами понятие как «способности к способностям».

Приведем наглядный пример. При наличии у ребенка от рождения идеального слуха и слухового анализатора в целом возможно превращение этих задатков в способности уже в раннем детстве. Если обучать его музыке, то он способен стать талантливым музыкантом или композитором. Однако ни в коем случае нельзя вести речь о том, что ребенок родился музыкантом или композитором. При строгом подходе неправильным будет говорить и о его задатках к занятиям музыкой.

Если имеются хорошие задатки, то развитие способностей может происходить в довольно быстром темпе. При этом жизненные обстоятельства могут быть и не очень благоприятными. Но нужно учитывать, что даже самые мощные задатки не обеспечат высоких достижений в автоматическом режиме.

Но есть и другая сторона медали. В ситуации, когда задатки человека можно определить как средние или небольшие, в определенных обстоятельствах все же есть возможность добиться успехов в соответствующих видах деятельности.

Взаимосвязь с другими компонентами деятельности

Выяснив, что задатки – это предпосылки к развитию способностей, рассмотрим соотношение двух этих понятий со знаниями, умениями и навыками. Чтобы наглядно отобразить их, представим себе, что у гончара созрел замысел – создать новое изделие. Сначала он выбрал сорт глины (задатки). После этого изготовил горшок (сформировал способности), подверг его обжигу (развил способности и закрепил их).

По завершении цикла горшок был наполнен водой (выработались знания, умения, навыки). Если мастер взял малое количество глины (небольшие задатки), то создать изделие большого размера и сложной формы у него не получится (нельзя развить выдающиеся способности). Если горшок вышел маленький, то налить в него много воды невозможно (нельзя приобрести достаточные знания, умения и навыки).

Важность окружения

Важно окружение

Нужно отметить, что данные от природы задатки могут проявиться и преобразоваться в способности как в самом раннем возрасте, так и в другое время, хотя, как правило, это молодые годы.

Одним из важных факторов для перерастания задатков в способности является окружение, в котором растет и воспитывается человек. В данном случае под окружением нужно понимать не сугубо социальные институты, такие как школа, семья, друзья. В него входят также и такие компоненты, как, например, музыкальные инструменты, технические средства, информационные источники.

Известным фактом является то, что музыкальные способности Моцарта проявились уже в три года. Но вряд ли это было бы возможно, если бы он родился не в семье скрипача и композитора, в доме, где имелся музыкальный инструмент.

О пользе оптимальных трудностей

задатки значение слова

Для того чтобы задатки ребенка проявились в полной мере через развитие способностей, нужно всячески поощрять проявляемое им любопытство и предоставлять ему необходимую информацию. При этом весьма желательно, чтобы его развитию сопутствовали трудности, уровень которых является для него приемлемым.

По мнению психологов, слишком простая деятельность чревата снижением интереса, потерей смысла из-за предсказуемости результатов деятельности. При этом нужно учитывать, что чрезмерно сложная деятельность также, скорее всего, не пойдет ребенку на пользу. Это связано с затягиванием момента получения результата, что может значительно снизить мотивацию.

Нет задатков – нет гения

Без задатков нет гения

Согласно наблюдениям ученых, в большинстве случаев ярко выраженные задатки и развитые на их основе способности у талантливых и гениальных людей проявляются рано. При этом талантом считают достижения высшего порядка, а гениальностью – рождение принципиально нового и весьма важного.

Изученный материал позволяет сделать заключение о большом значении задатков как предпосылок для проявления таланта и гениальности. Они являются недостаточным, но необходимым условием любой успешной деятельности. То есть можно сказать: нет задатков – нет гения.