Сложная судьба УАЗ 3160

Ульяновский автомобильный завод знаком любому ценителю внедорожников. В советское время просто так купить себе новый УАЗ было невозможно – все выпускаемые автомобили предназначались для армии. Это окружало машину неким особенным ореолом мощи и надежности. И армейские уазики действительно были неубиваемыми машинами.

Предыстория

Однако с приходом перестройки ситуация резко поменялась – армейские закупки резко снизились, а заводу было необходимо выживать. Ульяновские конструкторы принялись за создание гражданских вариантов проверенного 469 УАЗа.

Глубокая модернизация

Эти машины стали пользоваться спросом у рыбаков и охотников, но эта рыночная ниша слишком узка для целого автозавода. И заводчане стали двигаться к созданию менее утилитарной машины, лучше приспособленной к городским условиям. Машина должна была базироваться на старом шасси, но иметь абсолютно новый кузов, то есть сочетать все преимущества старых моделей с повышенной комфортабельностью и управляемостью. Такой машиной стал УАЗ 3160, поставленный на конвейер в августе 1997 года.

Кузов

Заводчане подняли из архивов разработки, начатые еще в 1980 году в сотрудничестве со специалистами Волжского завода. Видимо именно поэтому обводами кузова и особенно фарами и радиаторной решеткой, обновленный уазик изрядно напоминает десятое семейство ВАЗа. Рама представляет собой модернизированный вариант старой уазовской рамы. На фото УАЗ 3160 можно увидеть, что он выглядит довольно странно, машина как будто слишком короткая.

В профиль

Это связано с тем, что ульяновским инженерам пришлось втискивать новый кузов на короткую старую раму. И если утилитарный 469-й смотрелся вполне органично, то УАЗ 3160, претендующий на звание современного джипа, по длине соответствовал трехдверным внедорожникам ведущих производителей, оставаясь при этом пятидверным.

Салон

Подобно предшественнику «шестидесятый» имел пять основных пассажирских мест, оборудованных ремнями безопасности, и два откидных сиденья в багажнике. Машина позиционировалась как универсальная, поэтому заднее сиденье получило складывающуюся спинку для перевозки объемных грузов, а откидные сиденья легко демонтировались. Также в новом уазике появилась возможность создания полноценного спального места из передних и задних сидений. Машина получила современную обивку салона, неплохую шумоизоляцию и систему вентиляции и отопления, которая подводит воздух к ногам всех пассажиров. Панель приборов получила более современное оформление рулевая колонка стала регулируемой.

Экспериментальный пикап

Двигатели

На машину устанавливалось несколько вариантов двигателей, все они были четырехцилиндровыми. Первым был устаревший УМЗ-421. Архаичный бензиновый двигатель со степенью сжатия всего 8,2, в первоначальной версии выдавал лишь 98 л. с. и 209 Нм с 2,9-литрового объема. Причем первые модификации были карбюраторными, лишь позже появилась инжекторная версия УМЗ-4213.10. Позднее УАЗ 3160 стали комплектовать более современными двигателями Заволжского моторного завода. Бензиновый ЗМЗ-4092.10 при объеме 2,7 литра выдавал уже 133 л. с. и 224 Нм, что существенно повысило энерговооруженность машины. Максимальная скорость УАЗ 3160 с этим двигателем достигала 130 км/ч. Также небольшие серии обновленных уазов комплектовались 2,2-литровым дизелем ЗМЗ-5143.10, выдающим 96 л. с. и 216 Нм.

Трансмиссия и подвеска

По сравнению с трансмиссией современных модификаций 469-й модели, ее характеристики в УАЗ 3160 изменились мало. Все автомобили комплектовались синхронизированной пятиступенчатой механической КПП в сочетании с двухступенчатой «раздаткой» с передаточными числами 1 и 1,94. В отличие от старой «раздатки» УАЗ 469, в новой раздаточной коробке избавились от леса рычагов, сведя и подключение переднего моста, и включение понижающей передачи к одному переключателю. Подвеска в УАЗ 3160 зависимая, рессорная сзади и пружинная спереди. Машина оснащена передними дисковыми тормозами, задние остались барабанными.

Судьба машины

Новый УАЗ не смог снискать популярности, уготованной позже "Патриоту". Машина продавалась в количестве около двух тысяч экземпляров в год. Этому способствовала высокая цена и непривычное позиционирование машины. Для любителей бездорожья она была слишком новомодной, а для ценителей комфорта УАЗ 3160 имел слишком много детских болезней. Мнений об автомобиле множество. Владельцы «шестидесятого» отмечали как положительные, так и отрицательные стороны нового УАЗ 3160. Отзывы большинства водителей подтверждают неплохую проходимость обновленной машины, которая, однако, сильно повышается при самостоятельной установке межколесных дифференциалов, которых в серийной машине нет. Также владельцы хвалят мягкую относительно старых уазиков подвеску и неплохую шумоизоляцию. Вместе с тем у машины довольно и недостатков, основной из которых - качество сборки. Особенно много претензий к работе раздаточной коробки, которая быстро начинает шуметь. Также многих возмущает непрактичная отделка салона, которая быстро рвется и пачкается. У ряда «шестидесятых» наблюдаются проблемы с покраской и быстрая коррозия кузова. Но в целом эта машина стала прорывом. И многие детские болезни были устранены у ее преемников.

Продолжатели

Удлиненный 3162

«Шестидесятый» выпускался до 2004 года, когда его полностью сменил удлиненный 3162 «Симбир». выпускаемый с 2000 года. На фото УАЗ 3160 бросаются глаза непропорционально маленькие задние двери. «Симбир» же благодаря увеличению длины с 4315 мм до 4630 мм стал выглядеть гораздо современнее, а его задние пассажиры получили значительно больше комфорта.

Уверенный премник

А в 2005 году в серию пошел, созданный на той же базе модели 3160, УАЗ "Патриот", снискавший в народе значительную популярность. "Патриота" смело можно назвать современным джипом.