Бабанова Мария: биография, семья и образование, актерская карьера, фильмы, фото

Мария Ивановна Бабанова – известная советская артистка, рожденная еще в период Российской империи, в 1900 году. Роли, созданные ею, превратились в образцовые показатели мастерства театра, хотя многие эксперты по ее творчеству считают, что женщина могла бы исполнить намного больше героинь, нежели ей довелось. За свои старания была награждена статусом народной советской артистки. Скончалась в 1983 году.

Как все начиналось

Мария Ивановна Бабанова родилась 29 октября, что по старому календарному стилю было 11 ноября. Девочка появилась на свет в 1900 году. Будучи ребенком, жила в Замоскворечье. Ее семья принадлежала к так называемой рабочей аристократии, и в детский период будущая актриса была окружена размеренной повседневностью. В те времена никто и представить не мог, что у этого ребенка может быть яркий путь в театре. Немного повзрослев, юная девушка поступила в Коммерческое училище, которое спустя некоторое время переименуют в Плехановское. Уже в тот момент и сверстники, и старшие заметили очаровательную блондинку, изящную от природы, талантливо зачитывающую со сцены стихотворения и прозу. Особенное внимание привлекал девичий голос – одновременно поющий и очень нежный, но вместе с тем глубокий и чарующий. Современники отзывались о ее вокальных способностях как исключительных, необыкновенных, и тот, кто хоть раз слышал ее со сцены, не мог потом забыть этот голос.

Так сложилось, что юная Маша Бабанова жила в переломный момент, когда непредсказуемым образом корректировались судьбы как человеческие, так и государств. В те времена у многих появилась возможность пойти путем, который, казалось, при рождении был для них закрыт. Так случилось с Бабановой – она оказалась в среде театральной игры в момент, когда всевозможные сценические направления активно развивались. Многие современные эксперты по театру и кино считают, что именно первые десятилетия после революции дали возможность талантам раскрыть себя – в тот момент этому способствовало общественное настроение и социальная обстановка в целом, поддержка сценической активности со стороны властных структур. Творческие искания и новые знания определили будущий жизненный путь девушки.

мария бабанова актриса

Новые горизонты

Жизнь сложилась так, что Мария Бабанова смогла попасть в студию на обучение театральному мастерству, и ей довелось совершенствоваться по наставлениям Комиссаржевского. Студийные установки были в полном соответствии с духом того времени. Люди уверились, что пришло время создавать принципиально новый театр, в котором главная роль будет отведена универсальному актеру, способному петь и выступать иным образом. Если ранее действовало разделение на отрасли, ограничивавшее возможности каждого отдельного человека, первый советский театр призван был исключить такие рамки. Одновременно признавалось, что лицедей нового времени в некоторой степени должен был быть сходным с талантливейшими лицами прошлых эпох, поскольку само искусство выступления перед зрителем не претерпевает изменений.

Во многом жизнь Марии Бабановой определилась полученными именно тогда установками. Люди действительно верили в новые веяния и новые возможности, в отличный от прежнего театр и в совершенного актера. Считалось, что как только будет собран подходящий персонал, театр обогатится, станет единым и настоящим. Наконец-то сценическое искусство получит доступ ко всем возможным средствам. Впрочем, вне зависимости от реальности продвигаемых идеалов театр дал юной Бабановой некоторые практические навыки. Повзрослев, она будет признавать, что полезным вещам, важным для актера, там почти не учили, с другой стороны, не учили и ничему вредному. Пластичная девушка идеально вписывалась в левое театральное направление, в то время как классический советский театр не принимал акробатику и станок как нечто необходимое. Энергичной девушке требовалось больше простора, и ее жизненный путь провел юную Марию мимо советской классики.

Новые времена – новые истории

Комиссаржевский эмигрировал в Англию, а здание театра, которым он заведовал, власти передали Театру РСФСР. Впоследствии заведение переименуют в театр Мейерхольда. Здесь организовали мастерские для режиссеров. Именно так впервые встретились Мейерхольд и Бабанова. Жизнь девушки, затем повзрослевшей женщины, в театре постоянно будет связана с мастерством выступления на сцене, данным ей Мейерхольдом и его мастерскими.

Глядя на фото актрисы Бабановой, кажется, что эта девушка, женщина всегда была прекрасной и талантливой. Многие современники говорили, что ей от рождения досталось мастерство, талант был дан самой природой. Мейерхольд, когда Мария экзаменовалась у него, сразу обратил внимание на художественную целостность поступающей. Он сказал, что ее нечему учить, и даже засомневался в том, что возможно научить чему-то. Во многом именно такое отношение стало причиной разрыва общения актрисы и ее наставника в конце 1920-х годов.

мария ивановна бабанова

Первые шаги

Актриса Мария Бабанова дебютировала в 1922 г. Ей досталась роль в «Великодушном рогоносце». В творении Кроммелинка девушка исполнила Стеллу. С этого момента она становится символом и образом левого театра. С самого своего первого выступления очаровательная блондинка – знаменитость в области сцены. Она стала участником принципиально нового театра, символизировала конструктивный жизненный подход. Иллюзия заменена станками, биологическая механика пришла на место искусственных переживаний. Движения доминировали над эмоциями, а точные жесты стали важнее слов.

Актриса Мария Бабанова отличалась невероятными акробатическими способностями, полностью воплощая на сцене задумки режиссера. Прежняя атмосфера была заменена на технику, в которой девушка была особенно сильна. Авторские раздумья, тонкая психология, глубины постановочного образа главного персонажа – ничего такого в произведении, ставшем дебютным для Марии, не было. Основной идеей творения была свобода игры и раскрепощение человека, и акцент делался на радости свободного движения. В некоторой степени левый театр принялся демонстрировать возможность чистого человека – того самого нового, целью создания которого озаботились Советы. Собственнические страсти имперской России остались в прошлом, а вместе с ними – старое актерское мастерство. Чистота нового таланта была показана зрителю через невероятную пластику и акробатику Бабановой.

Яркая ученица

Как стало ясно буквально с первых ролей, Мария Бабанова не слишком вписывалась в постановки Мейерхольда – ее яркая индивидуальность оказывалась сильнее, значительнее любых границ сценария. Неотъемлемой особенностью молодой актрисы был лиризм, проступавший вне зависимости от того, как старательно и ответственно она подчинялась режиссерской воле. Впоследствии Туровская будет говорить о том, что Мейерхольд был источником формы и идеи, которые Бабанова наполнила своей личностью и даром – и они оказались даже больше данного.

Исполненная Марией Стелла была по-детски искренней, очень эмоциональной и невероятно непосредственной, чистой, за что сразу полюбилась и зрителям, и ценителям театрального искусства. Едва биография Марии Бабановой пополнилась этой ролью, вместе с ней пришли многочисленные отзывы критиков. Отмечалось, что благодаря актрисе спектакль стал объемным, человеческим, а у постановщика не было даже намерения сделать его таким. Так получилось, что с роли Стеллы и далее зритель будет приходить вовсе не в театр Мейерхольда, совсем даже не на конкретную постановку, а просто ради Бабановой. Более того, уже в те времена так и говорили – «пойдем на Бабанову». Не мешало такому развитию событий даже то, что Мария ближайшие пять лет играла исключительно эпизодические роли, в которых ей даже не доводилось говорить.

Уникальная и очаровательная

По мнению многих, когда в биографии актрисы Бабановой появилась постановка «Рычи, Китай», это стало настоящим прорывом. Критики сошлись в оценке исполненной ею роли Боя как шедевра. Несмотря на довольно маленькую по объему роль – лишь три выхода, за которые она практически не произносила слов, у критиков нашлось достаточно материала, чтобы написать множеств од. Количество страниц, посвященных ей сразу после первого исполнения Боя, исчислялось сотнями. О ней написали несколько десятков статей, наполненных искренним восторгом. Как признавали специалисты, всего лишь три выхода Бабановой позволили зрителю во всей глубине понять и прочувствовать горькую судьбу, выпавшую на долю маленького мальчика из Китая.

Как признавала Мария Бабанова, во многом Бой стал возможен лишь благодаря Мейерхольду, его мастерской постановке мизансцен. Лирическая и комедийная актриса за счет своего наставника справилась с благородной трагической ролью. Выбранный монументальным стиль постановки выгодно смотрелся на фоне трогательности и беззащитности ребенка, распевавшего грустную песню, придерживавшегося очень уж высоких нот. Всего лишь небольшой эпизод, но он стал сердцем всей постановки, эмоциональным центром, который принес любовь публики и произведению «Рычи, Китай», и Мейерхольду, и Бабановой.

Сыграть все правильно

Для Марии Бабановой личной задачей при работе над любой постановкой становился поиск наилучшей линии. Конечно, во многом успех этих поисков определялся помощью Мейерхольда, и все же сама актриса вкладывала в работу над каждой постановкой немало сил и стараний. Когда же женщина отказалась от сотрудничества со своим наставником, проблема поиска наиболее выразительных движений и сцен встала особенно остро. Отмечается, что еще в период работы с Мейерхольдом ей дважды выпали очень удачные роли. Обе касаются классических комедий. Мария исполнила в «Доходном доме» Полиньку, а еще через три года у нее появилась возможность сыграть в «Ревизоре», где досталась Мария Антоновна. Традиционное понимание этих персонажей – обычные пустоголовые мещанки, но в исполнении Бабановой обе они заиграли новыми красками.

Удивительным качеством признают и по спектаклям, и по фильмам Марии Бабановой ее способность исключить из образа пошлость. Каким бы ни был персонаж, которого исполняла женщина, в нем никогда не было убожества. Сатира и обвинения не были в числе свойственных натуре Бабановой красок. Играя в обозначенных выше комедиях, она изобразила своих персонажей несколько ребяческими, и благодаря ее интонациям у зрителя не возникало желание осудить героинь. Критики отметили безупречное качество выстроенной роли в каждом случае, совершенное исполнение.

бабанова мария роли

Без Мейерхольда жизнь не кончилась

В 1927 году Мария Бабанова начала выступать в театре Революции, отказавшись от любых других учреждений. Она отыграла несколько эпизодических, но впечатливших зрителя ролей, включавших пение. Ее пластичность оказалась исключительно к месту, когда было необходимо танцевать, отражать через движения разложение капиталистического строя. Каждая из ролей принесла женщине немалый успех. Критики отмечали, что даже в пустячной роли актриса показывает безупречный рисунок ритма, ее движения идеально соответствуют словам роли, помогая понять эмоциональную нагрузку персонажа.

В 1928 г. Дикий поставил «Человека с портфелем», в котором Мария Бабанова получила роль Гоги. Во многом это событие перевернуло ее сценическую карьеру. Она исполнила мальчика, приехавшего из Франции с родительницей домой. Без родины, без семьи – этот ребенок, прожитый на сцене Марией, сразу нашел отклик в сердце зрителя. Актриса впервые оказалась в психологическом театре, открыла для себя новые возможности сцены.

Монотеатр

Успешная актриса в 1930-1950-е годы выходит на новый уровень. Именно тогда ей досталась исключительно подходящая образу лирическая роль Тани в спектакле по Арбузову. Мария Ивановна Бабанова исполнила роль второго плана настолько шедеврально, что критики не находили слов для положительной оценки исполнения. В тот же период жизни и карьеры Марии досталось сыграть Джульетту в постановке по Шекспиру. Самой лучшей ролью того периода многие признают Диану в «Собаке на сене». Постановку сделали по произведению Лопе де Веги, изначально комедийному, и Мария имела возможность отыграть аристократку, открыв самые сильные грани своего многоликого таланта. Эту эпоху специалисты в области сценического мастерства окрестили Бабановским монотеатром, поскольку актриса была в центре события, спектакль строился вокруг ее фигуры. Как впоследствии будет видно из дальнейших карьерных успехов, именно такой постановочный подход к произведениям, для работы над которыми приглашали Бабанову, был оптимальным и гарантировал успех.

Отличительной особенностью ролей актрисы Бабановой в период 1930-1950-х годов было развитие на глазах зрителя. Сперва персонаж был наивным и светился от счастья, словно ребенок, но затем вынужден был столкнуться с многочисленными испытаниями и душевными терзаниями. Сыграв Таню, затем исполнив графиню Диану, Бабанова подошла к роли Джульетты особенно ответственно. Наученная опытом, она вжилась в свою героиню и сблизилась с ней. Как в будущем будет признавать талантливая женщина, Джульетта оказалась для нее самой трудной. Неудивительно, ведь задачей женщины было исполнить роль в трагедии, прибегая для этого к инструментам комедии, при этом полностью исключить пафос. Найти идеальное решение, исполнение и постановку удалось в 1948 г., но к этому моменту актриса была намного старше задуманной Шекспиром Джульетты.

В те же 1930-1950-е годы она отыграла роли в своих лучших фильмах: «Одна», «Алишер Навои».

Творческий путь: без сложностей не обойтись

С фото Мария Бабанова взирает спокойно, выглядит умиротворенной и счастливой. Сложно представить, что этому человеку за период ее творческой карьеры приходилось справляться с рядом проблем. В 1943 г. официально театр Революции, в народе больше известный как театр Бабановой, перешел под управление Охлопкова, учившегося ранее у Мейерхольда. Хотя, казалось бы, у этих двух людей должны быть сходные взгляды на творчество, взращенные одним и тем же человеком, на практике их пути категорически разнились. Первое время удалось совместить обе школы в одном здании, но стороны не понимали друг друга. Актерское мастерство строилось на загадке как итоге точных расчетов, при этом построение было обусловлено желанием отразить содержание произведения на свой лад. Навязчивые акценты и излишняя открытость были чужды Бабановой, но для Охлопкова они стали центральными методами и способами.

Поначалу актриса Бабанова была для нового режиссера театра способом внести в представление яркую и однозначную краску, причем для полутонов не оставалось места; любые творческие поиски были под запретом. Такая режиссура имела целью весомый результат, а Бабанова играла с богатым внутренним содержанием, в то время как внешней яркости ей откровенно не хватало – по крайней мере, так считал режиссер. Бабанова вступила в сложный жизненный период, когда ее роли расходились с реальным возрастом, а близкая ей эстетика оказалась неприемлемой в условиях изменившегося театра. Монотеатр ушел в прошлое, актриса исполняет отдельные роли, некоторые играет неровно, всего лишь раз-другой, а режиссер делает акценты на то, что от исполнительницы требуется лишь внешний рисунок и ничего более.

мария бабанова актриса личная

И плюсы, и минусы

Из этого непростого жизненного этапа до нас дошли фото Марии Бабановой, сыгравшей Мари в «Сыновьях трех рек». Эту роль по справедливости считают большой удачей для актрисы. Фактически персонаж произведения Гусева был заключительным для Бабановского театра. Его период прошел. Новые веяния требовали открытой лирики, и самым актуальным стал так называемый шептальный театр.

Даже если из всех классических произведений сложить курган, Мария Бабанова в своем творческом амплуа оказалась бы больше, величественнее, масштабнее простых букв, пусть и написанных талантливыми людьми. Сама она признавала, что очень и очень любила классические произведения отечественных авторов. В то же время ролей такого рода ей за период карьеры досталось совсем немного. Довелось однажды играть персонажа «Бесприданницы», но героиня разошлась с женщиной по душевному настрою. Сходная ситуация сложилась с персонажем «Вишневого сада». Успехами в карьере Бабановой признаются «Дядюшкин сон», «Зыковы». В этих произведениях ей достались женщины с сильным характером, актриса смогла сконцентрировать внимание зрителя на наиболее неординарных особенностях личности героинь. Впрочем, истинным талантом Бабановой было умение не просто показать сильную героиню, но трепет и тоску, потерянную надежду, скрывающиеся внутри.

Продолжая карьеру

Бабанова исполнила несколько ролей в постановках театра в период, когда им заведовал Гончаров. Это случилось, когда Охлопков уже скончался. Впрочем, особенной популярности и выбора не было – стиль Бабановой остался в прошлом, вместе с ним ушла актуальность и востребованность ее таланта, и у режиссеров просто не было подходящих женщине ролей. Последним стало произведение «Все кончено», где талантливейшая актриса сыграла жену. Это случилось в МХТ в 1979 г. Критики в очередной раз восхитились тем, насколько технично и мастерски она отыграла свою героиню, какой незаурядный характер смогла продемонстрировать зрителю. В 1983 г. Мария умрет.

Особой важностью отличается радиотеатр, и одной из самых известных постановок считается «Маленький принц». Мария Бабанова обладала уникальным по своей красоте и мелодике голосом. Только лишь через чтение она могла дать слушателю понимание психологических тонкостей каждого героя. Мария была постоянным гостем звукозаписывающей студии, ее талант ценился очень высоко. Ей довелось работать над очень поэтичными сказками, глубокомысленными и философскими произведениями, притчами. Бабанову привлекали к записи сказок Андерсена, она участвовала в создании постановок по произведениям Уайльда. В некоторой степени эти работы считаются бабановскими исповедями. Сегодня каждое из творений, над записью которого она работала, включено в список национального культурного наследия.

бабанова мария

О семье

Первые годы жизни будущей актрисы прошли в условиях стабильного домостроя, в семье установленного под гнетом тяжелого характера бабушки. Ее муж уже умер, женщина вела оставшееся после него дела, владела домом, управляла им, а также проявляла таланты коммерсанта. Она полностью подчинила себе родителей актрисы, да и сама девочка во многом росла под ее влиянием. В будущем Мария будет говорить, что почти не помнит мать, что та не проявляла особенных чувств и эмоций, была безразличной. Нежными отношениями детство ее не баловало.

Личная жизнь актрисы Марии Бабановой была непростой, и про отца ей тоже впоследствии не удавалось вспомнить хорошее. Он был скромен, занимался токарным делом, а с периода молодости сохранил лишь любовь к спорту. Дочери от отца досталось это увлечение, а вместе с ним – здоровье, кроме того – красивый внешний вид. Характерами они не сошлись. Повзрослев, актриса будет вспоминать, что отец был скаредным и скупым, прятал даже те деньги, что в честь праздника дарили дочери, и никогда не давал ребенку даже мелкие, пустячные подарки. В то же время женщина признает, что дома никто не спорил и не ссорился, не плакал и не повышал голос. За это платилось безразличием, холодным отношением. Равнодушие это было для яркой девочки очень болезненным.

Любовь и карьера

Личная жизнь актрисы Марии Бабановой и по мере взросления складывалась не слишком насыщенно. Во многом это было связано с условиями окружающего ее мира, когда все и каждый, и она в том числе, были заняты созданием принципиально нового, великолепного и прекрасного – на себя ни времени, ни сил не оставалось. Если некоторые были склонны влюбляться, ревновать и расставаться, Мария была стабильной и верной. В девичестве подружившись с мужчиной, она вышла за него замуж, спокойно прожила некоторое время, не слишком страстно любя мужа, после чего тихо и незаметно рассталась с ним. Мужа послали в Семипалатинск, Мария поехала на гастроли и больше не видела бывшего супруга.

Личная жизнь Марии Бабановой продолжалась такой же ровной и мягкой, без лишнего драматизма, и позднее, когда она встретила Давида Липмана. Он станет ее вторым супругом. Роман завязался в театре, был скромным. Он носил ее чемодан и всячески показывал рыцарскую преданность, был ее танцевальным партнером, и ни в одной статье, посвященной Бабановой, не упоминался. Он пожелал стать ее партнером в жизни, но это оказалось непростым занятием, ведь Мария к этому времени уже была популярной и известной. Достойный и честный, Липман справился со взятыми на себя обязанностями. Оказалось, что в повседневности Мария – скептик с нелегким нравом. Супруг отвечал на это любовью и добротой. Муж вскоре подружился с родителями. Впрочем, со временем этот брак закончился разводом, столь же спокойно прошедшим, как и расставание с первым мужем.

бабанова актриса

Продолжение романа

Многие драматурги, учившиеся у Марии Бабановой через наблюдение за ее ролями, восхищались тем, как актриса сыграла Таню в спектакле, поставленном по произведению Арбузова. Иные задавались вопросом – как она смогла исполнить ее настолько великолепно? Популярность иных ставила в тупик. Юткевич говорил об этом феномене, акцентируя внимание на том, что общество ждало именно ту героиню, какой была Бабанова – легкая, невесомая, скорее девочка, нежели женщина. Бабанова показала совершенно новую героиню, наполненную радостью и свободой. Она играла очень легких персонажей, которые делали свой выбор и полностью ему отдавались. А вот в реальной жизни Мария была совершенно иной.

О том, как любят Марию, многие писали в мемуарах, посвященных ей статьях. Другие будут говорить вслух. Речь пойдет не только о восхищении талантом женщины, но и обычной человеческой влюбленности. Правда, на реальной жизни актрисы все это сказывалось слабо. Всего пара слов, и Мария ставила на место возомнившего о себе слишком много поклонника. Так жизнь шла, пока она не встретила Кнорре.

Про любовь

Кнорре был поклонником Бабановой, но никогда не видел ее выступлений. Они познакомились в ТРАМе. С этого момента и до конца он старательно избегал тематики театральной жизни. Поначалу режиссер, со временем он стал писателем, и его творения ставились в театрах – но Бабанова никогда не принимала участия в постановках. Она была самым строгим читателем всех его творений, а он – наиболее жестоким ее критиком.

Кнорре столкнулся с проблемами с поиском жилья и поселился в одной квартире с семьей Штрауха. Бабанова иногда заходила в этот дом в гости, хотя, когда отношения с Кнорре развились до романтических, свидания гораздо чаще назначали под часами. Они оба любили гулять пешком, и столичные бульвары были достаточно прекрасными, чтобы оттенить и обеспечить декорациями этот, пожалуй, самый счастливый период ее жизни. Через некоторое время сыграли свадьбу. Таню в произведении Арбузова Бабанова сперва исполняла замужней дамой, но затем – уже разведенной. Актриса была прекрасной женой, но ее талант был больше простой человечности, как и убеждения, которые взросли в реалиях жизни.

мария бабанова фото

Критики, знакомые с обстоятельствами жизни актрисы, не раз пытались понять – научилась ли чему-то женщина от роли Тани, привнесла ли она в героиню что-то от собственных переживаний, связанных с третьим мужем. Не секрет, что годами отыгрываемая роль меняет человеческую душу, но и образ этот, возможно, не раскрылся бы усилиями Бабановой так сильно, если бы не ее сложная личность и судьба. Впрочем, театр Арбузова был построен на идее «великого утешительства», который оказался для Бабановой неприемлемым, и ее Таня получилась несколько жестче задуманного варианта.