Психолог Лебон Гюстав: биография

Уроженец Ноген-ле-Ротру, Гюстав Лебон, получил степень доктора медицины в Парижском университете в 1866 году. Он отказался от формальной практики в качестве врача и вместо этого начал строить собственную карьеру после окончания университета. Он опубликовал ряд медицинских статей и книг, прежде чем присоединиться к французской армии после начала франко-прусской войны.

Поражение в войне в сочетании с тем, что он был непосредственным свидетелем зарождения Парижской коммуны 1871 года, прочно сформировало мировоззрение Гюстава Лебона. Затем он много путешествовал по Европе, Азии и Северной Африке. Он стал одним из основоположников антропологии, развил эссенциалистский взгляд на человечество и изобрел портативный цефалометр во время своих путешествий.

Бюст Гюстава Лебона

Юность

Шарль-Мари Гюстав Лебон родился 7 ноября 1841 года в Ноген-ле-Ротру, в центре Валь-де-Луары, в семье с бретонской родословной. Его матери, Аннет Жозефине Евгении Тетиот Десмарлинас, было двадцать шесть лет, а его отцу, Жану-Мари Чарльзу Лебону, был сорок один год, когда будущий ученый появился на свет. Отец был провинциальным функционером французского правительства. Гюстав Лебон был прямым потомком пятого президента Третьей Французской Республики, Мари Франсуа Сади Карно.

Когда мальчику было восемь лет, его отец получил новую должность во французском правительстве. Семье, в том числе младшему брат Гюстава - Жоржу, пришлось остаться полностью на воспитании матери. Тем не менее их городок гордился тем, что в нем родился Гюстав Лебон, а позже в его честь даже была названа улица.

В 1860 году он начал обучение на медицинском факультете в Парижском университете. Он окончил стажировку в Hôtel-Dieu de Paris и получил докторскую степень в 1866 году. С тех пор он называл себя «доктором», хотя и никогда не работал в качестве врача. В университетские годы юный любитель психологии Гюстав Лебон написал статьи по целому ряду медицинских тем. Первая из них была связана с болезнями, которыми страдали те, кто жил в болотных условиях. Также он опубликовал несколько статей об асфиксии, прежде чем написать свою первую полноформатную книгу в 1866 году - La mort visiblee et inhumations prématurées. Эта работа посвящена определению смерти.

Странствия по миру

Автор "Психологии народов" Гюстав Лебон стал интересоваться тогда только зарождающейся наукой, антропологией, в 1870-х годах и с целью ее изучения и развития начал путешествовать по Европе, Азии и Северной Африке. Под влиянием Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера и Эрнста Геккеля Лебон поддержал биологический детерминизм и иерархический взгляд на расы и пол. После обширных полевых исследований он установил связь между черепной емкостью и интеллектом в исследованиях анатомических и математических вариаций объема связей (1879 г.), что принесло ему премию Годара от Французской академии наук.Во время своих исследований он изобрел переносной цефалометр для измерения физических характеристик отдаленных народов, а в 1881-м опубликовал статью «Карманный цефалометр, или компас координат», в которой подробно изложена суть и применение его изобретения. Этим и интересен Лебон читателям: он освещал революционные для своего времени проблемы и, наравне с Ломброзо, стал одним из самых популярных в наши дни теоретиков 19-го века.

Книга Лебона

Работа на правительство

В 1884 году он был уполномочен французским правительством путешествовать по Азии и сообщать о своих новых открытиях. Результатом его поездок был ряд книг, а также развитие идеи автора "Психологии толпы" Гюстава Лебона о том, что на формирование культуры влияют главным образом наследственные факторы, такие как уникальные расовые особенности людей.

Первая книга под названием «Арабская цивилизация» была выпущена в 1884 году. В ней Лебон высоко оценил арабов за их вклад в цивилизацию, но критиковал исламизм как источник застоя. Он также описал их культуру как более высокую, чем у турок, которые управляли ими, и переводы этой работы очень вдохновили ранних арабских националистов. Он стал первым французом, посетившим Непал, и в 1886 году выпустил книгу о нем.

Собственно, в книге "Психология народов и масс", также известной как "Толпа" или "Психология толпы", французский автор отойдет от своей первоначальной "расовой" концепции, сблизившись в своих идеях с социологом Дюркгеймом. Но об этом позже.

Затем он опубликовал книгу «Les Civilizations de l'Inde» (1887), в которой аплодировал индийской архитектуре, искусству и религии, но утверждал, что индусы сравнительно уступают европейцам в отношении научных достижений и что это отставание как раз способствует британскому господству.

В 1889 году он выпустил Les Premières Civilizations de l'Orient, представив в нем обзор месопотамской, индийской, китайской и египетской цивилизаций. В том же году он выступил с речью на Международном колониальном конгрессе, критикуя колониальную политику, включающую попытки культурной ассимиляции, в которой говорится: «Оставьте уроженцам их обычаи, их институты и их законы».

Гюстав Лебон выпустил последнюю книгу на тему своих путешествий, озаглавленную Les Monuments de l'Inde, в 1893 году, где вновь восхвалял архитектурные достижения индийского народа.

Научные изыскания

Мнение и толпа

В своих странствиях Лебон путешествовал в основном на лошадях и заметил, что методы, используемые конными тренерами, варьируются в зависимости от региона. Он вернулся в Париж и в 1892 году, пока ехал на верховой лошади, был сброшен и едва избежал смерти. Он не знал, что заставило лошадь его сбросить, и решил начать изучение того, что он сделал не так, как всадник. Результатом его исследования стал L'Équitation actuelle et ses principes.

Поведенческое исследование лошадей Лебона также вызвало интерес к психологии. Его новая работа была посвящена его другу Чарльзу Рише, хотя он очень многое взял из теорий Теодуле-Арманда Рибо, которому Ле Бон адресовал Psychologie des Foules (1895). «Психология де Фуля» была частично обобщением работы Лебона «L'Homme et les sociétés», о которой Эмиль Дюркгейм упоминает в своей докторской диссертации De la division du travail social.Обе книги были бестселлерами, а Psychologie des Foules переводились на девятнадцать языков в течение одного года после появления. Лебон дополнил их еще двумя книгами по психологии: «Психология социализма» и «Психология развития» в 1896 и 1902 годах соответственно.

В работе "Психология социализма" Гюстав Лебон описывает его развитие в конце девятнадцатого века. По мнению автора, социализм - это религия, которая становится все более популярной. По его словам, после торжества социализма демократия быстро рухнет, поскольку ее заменит военный режим. Пример Третьего Рейха и Советского Союза подтвердил этот тезис, пусть и после смерти Лебона.

Автор посвящает много места критике современной культуры, которая во многих странах производит непригодных для социальной жизни людей, воспитывая их на ложных искаженных ценностях. Эти люди позже обречены жить в бедности, что подталкивает их к социализму. Вы можете найти много информации о ситуации в торговле и промышленности в таких странах, как Англия, Франция, Германия или США. Автор также критикует социализм с позиции классической экономики. Некоторые читатели могут быть не согласны с правыми взглядами самого Лебона, но с его выводами спорить довольно трудно. Сам Лебон часто менял свои политические воззрение, что наглядно отражено в идеях, выраженных в его книгах.

Гюстав Лебон на коне

Открытие "черного света"

В начале 1890-х годов автор "Психологии социализма" Гюстав Лебон создал домашнюю лабораторию и в 1896 году сообщил о наблюдении «черного света» - нового вида излучения, которое, по его мнению, отличалось от рентгеновских лучей и катодных лучей, но, возможно, было связано с ними. Таинственный вид радиации, который теперь известен как "черный свет", сейчас считается чем-то несуществующим, но заявка на открытие привлекла большое внимание французских ученых того времени, и Лебон даже был номинирован на Нобелевскую премию по физике в 1903 году.

Светский лев

В 1902 году ученый начал серию еженедельных обедов, на которые он приглашал выдающихся интеллектуалов, дворян и светских львиц. Список его гостей был весьма разнообразным. Участниками были двоюродные братья Анри и Раймонд Пуанкаре, Пол Валери, Александр Извольский, Анри Бергсон, Марселлин Бертело и Аристид Бриан.

Увлечение физикой и переписка с Эйнштейном

В L'Evolution de la Matière (1905) Лебон провозгласил эквивалентность массы и энергии, а в письме 1922 года Альберту Эйнштейну жаловался на отсутствие признания своих идей. Эйнштейн ответил, что Лебон открыл эквивалентность массы и энергии до него, но лишь теория относительности убедительно доказала это. Гастон Мох дал Лебону кредит для предвосхищения теории относительности Эйнштейна.

В L'Evolution des Forces (1907) Гюстав Лебон предсказал атомный век. Он писал о «проявлении новой силы, а именно - внутриатомной энергии, которая превосходит все остальные своей колоссальной величиной, и заявил, что ученый, который обнаружил способ быстро разложить один грамм любого металла, «не будет свидетелем результатов его экспериментов... произведенный взрыв будет настолько грозным, что его лаборатория и все соседние дома с их жителями мгновенно испарятся».

Произведение прославило Гюстава Лебона.

Отзывы читателей об это книге варьировались от восторженных до крайне скептических - в то время людям было трудно поверить, что простая комбинация химических элементов способна вызвать реакцию, сила которой будет тысячекратно превосходить взрыв динамита. Тем не менее читателям очень нравился модный в то время стиль автора, сочетающий в себе, с одной стороны, строгую научность, с другой - революционный пафос.

Амбициозный француз прекратил свои исследования в области физики в 1908 году и снова обратился к психологии. Он выпустил «Психологию и социальную жизнь», «Les Opinions et les croyances», «La Révolution Française et la Psychologie des Révolution», «Aphorismes du temps présent» и «La Vie des vérités» в период с 1910 по 1914 год, излагая свои взгляды на аффективную и рациональную мысль, психологию расы и историю цивилизации.

Главный интерес Лебона

Последние годы и смерть

Лебон продолжал писать всю Первую мировую войну. После нее он выпустил Psychologie des Temps Nouveaux (1920), прежде чем уйти с поста профессора психологии и смежных наук в Парижском университете и вернуться домой. Он выпустил Le Déséquilibre du Monde, Les Constertitudes de l'heure présente и L'évolution actuelle du monde, illusions et réalités в 1923, 1924 и 1927 годах, соответственно, делясь своими взглядами на мир в неспокойный межвоенный период.

В 1929 году он стал Командором Почетного легиона. Он опубликовал свою последнюю работу под названием «Основы науки и философии» в 1931 году и 13 декабря умер в Марн-ла-Кокетте, Иль-де-Франс в возрасте девяноста лет.

Толпа как она есть

Влияние

Джордж Лахманн Моссе утверждал, что фашистские теории вождизма, появившиеся в 1920-х годах, во многом были связаны с теориями психологии масс Лебона. Известно, что Адольф Гитлер читал ряд его книг, и в «Майн Кампф» были использованы некоторые методы пропаганды, предложенные Лебоном. Бенито Муссолини также тщательно изучил наследие великого французского ученого. Лебон повлиял и на Владимира Ленина, большевиков.

Стоит упомянуть читательские отзывы о "Психологии масс" Гюстава Лебона. Эта книга была одним из бестселлеров на протяжении всего 19-го века и продолжает получать положительные рецензии по сей день. Читатели долгие годы пытаются сделать единый вывод о том, насколько состоятельны были идеи писатели.

В книге Лебон пришел к выводам, близким к идеям Дюркгейма, - о том, что толпа является своего рода самостоятельным организмом со своим собственным сознанием и организованным мышлением.

Лебон предположил, что существует так называемая психологическая толпа, из тысяч и миллионов индивидуумов не только формирует новое тело, но и создается коллективное «бессознательное» (привет Юнгу). Поскольку группа людей собирается вместе и объединяется, чтобы сформировать толпу, существует «магнитное влияние, создаваемое толпой», которое трансформирует поведение каждого человека, пока оно будет управляться «групповым умом».

Эта модель рассматривает толпу как единое целое, которое лишает каждого отдельного ее члена собственного мнения, ценностей и убеждений. Как утверждает Лебон: «Человек в толпе - это песчинка среди других песчинок, которые ветер коллективного сознания перемещает по своему усмотрению». Подобные изыскания всегда были интересны всем, кроме читателей с ярко выраженным стремлением к индивидуализму, им больше по душе Макс Штирнер и Айн Рэнд. Потому и отзывы о книге были смешанными, но все же скорее положительными.

Психология народов и масс

Великий француз повлиял и на английских ученых. Его книги сформировали основу для исследований как Уилфреда Биона, так и Эрнеста Джонса, который установил так называемую групповую динамику.

В первой половине двадцатого века работы Лебона использовались исследователями средств массовой информации, такими как Хэдли Кэнтрил и Герберт Блюмер, чтобы описать реакцию подчиненных групп на СМИ. Книги Гюстава Лебона до сих пор популярны.