Петр Мамонов: биография, личная жизнь, творчество

Петр Мамонов - рок-музыкант, творчество которого зародилось еще в прошлом столетии. Также он слыл актером и основателем культовой советской и российской группы. "Звуки Му" - так назывался его ансамбль. Несмотря на крайне авангардное творчество, музыкант широко известен на всем постсоветском пространстве. Биография Петра Мамонова интересна, а деятельность не прекращается по сей день - поэтому фанаты в его "полку" постоянно прибывают, охватывая самые широкие возрастные и социальные группы.

Ранние годы

Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов - отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке - в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:

Эта негритянская музыка заложила магический фундамент для последующего проявления в Мамонове животной, буреломной русской дикости.

Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись "устроил в классе цирк" красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили - за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.

Молодой Петр Мамонов

В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием "Экспресс", в которую вошли друзья по двору - вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа - например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами - в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой - была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.

Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.

Петя Мамонов до начала серьезной карьеры

Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов - он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале "Пионер", грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов - в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).

Троицкий и Мамонов

На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге "Рок в Союзе":

Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряженные польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемешку с молчанием.

Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова - он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.

"Звуки Му"

В таком составе и возникла рок-группа, сделавшая из Мамонова не только известную, но и культовую личность. Поначалу группа выступала лишь на квартирниках и подпольных концертах, иногда совместно с московскими группами "Браво", "Центр" и ленинградскими "Аквариум", "Кино", "Зоопарк".

Борис Гребенщиков и Петр Мамонов

Первый большой концерт "Звуков Му" состоялся в 1984 году, в в трехсотместном школьном актовом зале. Выступление подробно описано Артемием Троицким в его книге Back in the USSR:

Петр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом; представлял самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в парадные позы и неожиданно падал, имитировал лунатизм и пускал пену изо рта, совершал недвусмысленные сексуальные движения и вдруг преображался в грустного и серьезного мужчину.

Лето этого года, связанное с первыми творческими заработками музыкантов, прошло на даче Александра Липницкого - в репетициях, пробных записях, а также бесконечном употреблении алкоголя и различных наркотиков. В апреле 1985 года "Звуки Му" прошли прослушивание в состав еще только создававшейся московской "Рок-лаборатории" - организации, контролирующей деятельность советских рок-музыкантов, с разрешения которой они могли выступать на больших легальных концертах. За это рок-н-ролльное подполье Москвы объявило Мамонова предателем, но зрелые размышления и семейное положение музыканта не позволили ему рисковать и искать проблем, связанных с КГБ.

Одно из первых выступлений Мамонова и "Звуков Му"

В мае 1985 года, после недавно введенного сухого закона, Петр оказался на грани смерти. Выпив все имеющиеся в доме одеколоны и духи, он и его собутыльник Владимир - младший брат Липницкого - распили найденный в кладовке растворитель. В результате сильнейшего отравления Владимир погиб, а Петр выжил, оставшись невредимым уже второй раз.

Летом 1986 года "Звуки Му" выступили на московском фестивале "Движение в сторону весны" - после концерта приехавшие из Ленинграда "Аквариум", "Алиса" и "Кино" были настолько впечатлены, что назвали коллектив Мамонова лучшей рок-группой Москвы. С 1987-го "Му" объездили с гастролями более 20 стран СССР, а в 1988 наконец записали дебютный музыкальный альбом "Простые вещи". В него вошли все основные хиты группы, такие как "Досуги-буги", "Шуба-дуба блюз", "Бутылка водки" и другие. Ниже можно увидеть живое исполнение песни "Союзпечать", которая тоже вошла в этот альбом.

Почти одновременно увидел свет и второй альбом - "Крым", который сами музыканты считают лучшим во всей дискографии "Му".

Международные гастроли и "Музыкальный ринг"

Осенью 1988 года у "Звуков Му" прошли первые гастроли за границей - музыканты дали концерты в Италии и Венгрии. Вернувшись на родину, Мамонов получил предложение о сотрудничестве от Брайана Ино, английского музыканта-экспериментатора и продюсера, с которым они познакомились еще в 1987 году, в гостинице "Интурист" во время визита Ино в СССР. Записав под его началом альбом "Zvuki Mu", включавший материалы "Простых вещей" и "Крыма", музыканты заключили с Ино двухлетний контракт на масштабный тур по Европе и на два тура по США. В промежутке между гастролями "Звуки Му" успели появиться в телепередаче "Музыкальный ринг" - по сути, это первое живое выступление группы в прямом эфире и с живым звучанием (ранее "Му" выступали в телемосте Москва-Ленинград, но пели под фонограмму).

"Звуки Му" в 1988 году

Распад

Несмотря на стремительно растущую популярность "Звуков Му", случилось неожиданное. Вернувшись из США, Мамонов объявил, что больше не хочет продолжать деятельность группы. Дискография Петра Мамонова в классическом составе группы завершилась пластинкой "Транснадежность", включившей весь новый материал, написанный во время гастролей.

"Мамонов и Алексей"

Уже во время вторых гастролей по США Петр Мамонов решил отделить себя и брата Алексея Бортничука от коллектива, создав, таким образом, новый дуэт. Над названием он долго не думал - "Мамонов и Алексей" родилось как-то само собой. Именно этим проектом занялся музыкант, распустив "Му". Фактически дуэт просуществовал с 1989 года по 1994-й с выпуском за это время одного музыкального альбома, опять-таки, названного "Мамонов и Алексей" (1992).

"Мамонов и Алексей" - фото для журнала

"Отделение Мамонов"

Еще одним проектом Петра Мамонова на рубеже 80-х и 90-х годов стала собственная студия звукозаписи, которую музыкант назвал "Отделение Мамонов". Его идеей была студия, где могли записываться начинающие рокеры - он даже дал объявление в "Московском комсомольце" о поиске талантов. Но ничего не вышло - первых же музыкантов, появившихся на студии (среди них были Святослав Задерия и группы "Рада и Терновник", "Графика"), Мамонов буквально задавил своей критикой и сложными условиями работы под его постоянным надзором. В конце концов, студия превратилась в личное убежище Петра, где он запирался и музицировал в одиночестве. После записи альбома "Мамонов и Алексей", в 1992 году студия прекратила существование.

Возрождение "Звуков"

В 1993 году Мамонов присоединил к своему дуэту с братом басиста Евгения Казанцева и ударника Андрея Надольского, окрестив новый коллектив старым названием "Звуки Му". В этом составе был записан альбом "Грубый закат", совершенно не похожий на прежнее творчество группы, в связи с более высоким уровнем мастерства новых музыкантов. Но желавший абсолютной творческой свободы лично для себя, Мамонов зачастую покидал коллектив - то ради съемок в кино, то ради проектов с другими музыкантами. Например, в 1994 году Петр внезапно уехал в США, чтобы записать совместный кавер-альбом с давним другом Василием Шумовым. В 1996-м вышел альбом "Жизнь амфибий, как она есть", и на этом группа окончательно прекратили свое существование. Спустя время, Петр Мамонов по этому поводу сказал следующее:

Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял „Звуки Му“ именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху.

Актерская карьера

Первым фильмом Петра Мамонова стала картина "Игла" 1988 года - он исполнил небольшую роль торговца наркотиками. Однако настоящий актерский дебют состоялся в 1990 году, когда он исполнил роль Лехи - алкоголика и саксофониста в фильме Лунгина "Такси-Блюз". Эта картина помогла раскрыть в Мамонове новый талант - он даже был номинирован на премию "Ника" за лучшую мужскую роль.

В 1992 году Петр попробовал свои силы на театральной сцене - им был поставлен успешный спектакль "Лысый брюнет" с участием Олега Бабицкого и Дениса Бургазлиева. Второй постановкой этой троицы стал спектакль "Полковнику никто не пишет" по мотивам одноименного произведения Маркеса, однако он оказался неудачным и особого успеха у публики не имел. С 1991 по 2005 гг. музыкант исполнил еще несколько второстепенных ролей в различных фильмах и сериалах, но настоящим прорывом стала роль Петра Мамонова в фильме "Остров" 2006 года. Вновь Павел Лунгин решил пригласить его на главную роль в своем фильме и не ошибся - фильм получил очень высокие оценки критиков, став обладателем шести премий "Ника" и шести премий "Золотой орел". Следующей ролью музыканта стал Иван Грозный - и опять в картине Лунгина, которая называлась "Царь". За эту работу Петр Николаевич вновь получил премию "Ника" за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма "Царь"

Еще одной значимой ролью стал отец главного героя в одной из новелл фильма "Шапито-Шоу" 2011 года. На сегодняшний день последним фильмом с участием Мамонова является "Иерей-сан" 2014 года.

Сольное творчество

В 1997 году Петр Мамонов впервые вышел на сцену с моноспектаклем, который назывался "Есть ли жизнь на Марсе?" и был поставлен по мотивам одноактной пьесы Чехова "Предложение". На сцене постановка успешно шла до 2001 года.

В 1999 и 2000 году музыкант под именем уже не существующей группы "Звуки Му" выпустил два альбома с неизданными ранее материалами, которые назывались "Шкура неубитого" и "Набрал хороших на один компакт". Первая же новая запись после пятилетнего перерыва была выпущена в 2001 году. Альбом "Шоколадный Пушкин" вновь вышел под авторством "Звуков Му", несмотря на то, что Мамонов записал его самостоятельно. Одноименный моноспектакль был поставлен на сцене в том же году и успешно шел на разных сценах в течение четырех лет. В 2002 году музыкант выпустил пластинку "Электро Т", вновь именуя свое сольное творчество группой "Звуки Му". В 2003 последовали пластинки "Мыши 2002", "Зелененький" и "Великое молчание вагонов метро".

Петр Мамонов в 2000-х

В 2004 году Мамонов - музыкант, поэт и актер - решил попробовать себя еще и в качестве писателя, и на прилавках книжных магазинов появилась книга с собранием его философской прозы под названием "Птица Зу". Впоследствии, с 2008 по 2011 гг. были выпущены 4 тома авторской прозы "Закорючки".

Последним сольным альбомом Мамонова под именем "Звуков Му" стала пластинка "Сказки братьев Гримм", записанная в жанре художественной декламации. На основе альбома музыкант планировал поставить моноспектакль, но в итоге от идеи отказался. В следующий раз он выступил на театральной сцене аж в 2012 году - с постановкой "Дед Петр и зайцы".

Апрель 2016 года в сольном творчестве Петра Николаевича был ознаменован первым выступлением в составе коллектива "Совершенно новые Звуки Му", который был собран годом ранее.

Отношение к религии

После распада классического состава "Звуков Му", Петр Мамонов оказался в глубокой депрессии и творческом тупике. Выйти из этого состояния ему помогло обращение к православию и относительное отшельничество в деревне. Роль в фильме "Остров" и вовсе превратила музыканта в некую, по словам Троицкого, "юродивую икону":

Когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живет, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в легкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжелая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал.

Сам Петр Николаевич сказал, что если после просмотра фильма хоть один человек задумается и придет в храм - это уже станет для него огромной отдушиной в прежней грешной жизни.

Мамонов в 2016 году

Личная жизнь

В самом начале взрослого и творческого пути личная жизнь Петра Мамонова приносила ему одни лишь разочарования. Первая жена появилась у будущего музыканта еще во время учебы в университете - известно, что она родила от Петра сына, но, не прожив года, супруги разбежались. Следующей женщиной Мамонова стала художница Ольга Горохова - они некоторое время жили вместе в конце 70-х, но Ольга не выдержала тяжелого характера своего возлюбленного и оставила его. В 1982 году Петр женился во второй раз - на Ольге, танцовщице из кордебалета, которая и по сей день известна под фамилией Мамонова. У супругов двое сыновей.

Петр и его жена Ольга

После распада основных "Му", Ольга стала директором группы "Мамонов и Алексей", а затем и других проектов супруга. Она признается, что Петр - ее крест, но она готова нести его всю свою жизнь. Сам же музыкант не раз признавался, что только благодаря жене до сих пор жив и находит в себе силы творить и двигаться вперед.