Михаил Кузьмич Янгель, академик: биография, известные проекты, награды и звания, память

0
0

Академик Янгель - знаменитый советский конструктор, занимавшийся разработкой ракетно-космических комплексов. Дважды был удостоен звания героя Социалистического труда, становился лауреатом Ленинском премии.

Ранние годы

Михаил появился на свет в 1911 году в небольшой деревне Зырянова на территории современной Иркутской области. До нашего времени она не сохранилась, так как была затоплена при строительстве Усть-Илимского водохранилища. Рос в многодетной семье, всего у его родителей было 12 детей.

После окончания шестого класса герой нашей статьи переезжает в Москву к брату Константину. Учась в гимназии, начинает параллельно подрабатывать в местной типографии курьером. После окончания ФЗУ трудится помощником мастера на текстильной фабрике имени Красной армии и флота в Подмосковье. При этом учится на рабфаке.

Образование

Конструктор Михаил Янгель

В 1931 году Михаил Кузьмич Янгель становится студентом Московского авиационного института. В 37-м он получает диплом по специальности "Самолетостроение".

На этом он решает не ограничивать свое образование, в 1950 году заканчивает академию авиационной промышленности.

Карьера на производстве

Трудовую деятельность Михаил Кузьмич Янгель начинает в КБ Поликарпова. С 1935 по 1944 годы проходит путь от конструктора до директора завода-филиала. Затем получает должность заместителя главного инженера ОКБ Микояна, затем - ведущего инженера в КБ Мясищева.

В то время участвует в разработке самолетов. Среди известных проектов Михаила Янгеля модели ТИС и И-153. После Великой Отечественной войны попадает в министерство авиационной промышленности, где координирует работы по развитию самолетостроения. Работает заместителем главного конструктора Королева, возглавляет НИИ-88 в Подмосковье, с 1954 по 1971 - главный конструктор КБ "Южное". Михаил Янгель за это время принимает участие в испытаниях Р-16.

Новое направление

В биографии Михаила Янгеля большую роль играют передовые разработки, в которых он принимает участие. Считается основоположником направления в ракетной технике, которое базируется на автономной системе и использовании высококипящих компонентов топлива. Это значительно повышает боеспособность ракет.

Им были организованы исследования в области баллистики, аэродинамики, материаловедения, занимался различными проблемами ракетной отрасли. Академиком Янгель становится в 1966 году, за несколько лет до этого получает степень доктора технических наук.

Могила Михаила Янгеля

Герой нашей статьи умер в октябре 1971 года после пятого инфаркта. Находится могила М. К. Янгеля на Новодевичьем кладбище.

Сотрудничество с Королевым

Сергей Королев

Работая вместе с Королевым, Академик Янгель создает лучшие в стране боевые ракеты. То есть берет на себя ответственность по обороне страны, а Сергей Павлович получает возможность сконцентрироваться на космических разработках.

Одним из главных достижений ученого Михаила Янгеля была межконтинентальная ракета Р-16. Создать нечто подобное по характеристикам никому не удавалось, даже Королеву.

На протяжении тех лет, в которые он возглавлял КБ "Южное", его основной задачей было создание межконтинентальных боевых ракет. Тем не менее, больших успехов он добился и в области создания космических аппаратов.

Его ракета средней дальности Р-12 становится выдающимся дебютом, заложив на будущее основы двойного использования ракет в КБ "Южное". В марте 1962 года на орбиту удается вывести космический аппарат ДС-2. Это первый спутник, разработанный в КБ "Южное". Его официальное название "Космос-1". Он становится первенцем обширной программы одноименных межзвездных исследований.

В будущем Михаил Кузьмич постоянно придерживался стратегии производства "изделий двойного назначения". Например, таким задумывался проект сверхтяжелой ракеты Р-56. Однако в результате предпочтение было отдано проекту Королева, который провалился. Если бы все пошло иначе, возможно, советская экспедиция на Луну все же состоялась бы.

Полет на Луну

Память о Михаила Янгеле

Известно, что советское правительство после успешного полета Юрия Гагарина в космос, готовилось отправить экипаж и в экспедицию на Луну. Об этом рассказывал генеральный директор завода "Южмаш" Александр Макаров.

По его словам, было принято решение начать подготовку экипажа к полету совместно с академией наук. Выполнение этой миссии возложили на конструкторское бюро Королева, который прекрасно осознавал, что для совершения такого полета потребуется создать новую ракету. Тогда он и задумал мощную ракету Н-1.

При этом он понимал, что его конструкторскому бюро в одиночку эту задачу не решить. Для работы были привлечены другие производственные базы и организации, в первую очередь, ОКБ академика Янгеля. При этом было известно, что между учеными давно испорчены отношения, они никогда откровенно не ссорились, но часто крепко спорили, при этом каждый оставался при своем мнении. Оба многому научились друг у друга, достигли выдающихся результатов по своим направлениям, сложно было отдать первенство кому-то одному.

Сообщают, что Королев долго взвешивал все за и против, прежде чем предложить Янгелю сотрудничество. Макаров рассказывает, что Королев как-то позвонил ему по правительственной связи, начав выяснять, как обстоят дела в конструкторском бюро. Наконец, Сергей Павлович коснулся темы Янгеля. Макаров сразу подчеркнул, что у него с Михаилом Кузьмичем прекрасные отношения, а пойти он за ним готов хоть на край света.

Королев был несколько ошарашен таким ответом, но, скорее всего, не ждал ничего другого услышать. Тогда он рассказал, что правительство поручило задачу государственной важности - организовать полет на Луну. Королев признался, что хочет подключить к работе конструкторское бюро Янгеля.

После переговоров с Михаилом Кузьмичем Макаров отмечает, что тот выслушал это предложение без особого энтузиазма, но на встречу с Королевым согласился. Вскоре Сергей Павлович сам приехал в Днепропетровск, обошел завод, посетил сборочные цеха. Чувствовалось, что предприятие изменилось настолько сильно, что он его практически не узнавал. Королев был приятно удивлен произошедшими переменами.

После этой экскурсии состоялось переговоры, посвященные новой работе. На второй день Королев встретился с Янгелем и его ближайшими помощниками. Гость из Москвы рассказал о проекте полета на Луну, о своей тяжелой ракете Н-1 и посадочном блоке, который будет необходим для лунного корабля. Его и предполагалось создать на базе Днепропетровского предприятия. Обсуждение идеи шло крайне оживленно, все проявляли взаимный интерес. В результате идеей отправить советских космонавтов на Луну заинтересовался даже Янгель. Он не возражал взять на себя разработку посадочного блока для лунного корабля. В результате об этом был подписан соответствующий документ.

После этого Королев еще несколько раз приезжал в Днепропетровск, интересуясь, как ведутся работы. Однако реализован проект так и не был - неудачу потерпела ключевая ракета, разработкой которой занимался Королев.

О Янгеле-руководителе

Михаил Кузьмич Янгель

Многие подчиненные с теплотой отзываются о времени, когда работали под руководством Янгеля. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма, когда выступал на Международном конгрессе астронавтики, признался, что сам чаще всего вспоминает не годы руководства заводом "Южмаш" и КБ "Южное", а десятилетие, которое он провел под началом Янгеля.

И по его воспоминаниям, у того были непростые отношения с Королевым. Это было не обычное соперничество двух гениев, у каждого из которых собственные амбиции, а столкновение двух космических философий, двух разных дорожных карт движения в космос. Каждая из которых казалась своему творцу единственно правильной. Оба искали решения, каждый находил свое. Благодаря высококипящим компонентам Янгеля и низкокипящим компонентам Королева, на орбиту вышли сотни советских космических объектов.

Отзываясь о его смерти в возрасте всего 60 лет, Кучма вспоминал, что Янгель всегда работал, не щадя себя. Он жил без оглядки, растрачивая свою энергию, ни о чем не беспокоясь. Многие годы провел в необжитой тайге на космодромах, стойко перенес четыре инфаркта, только после пятого его сердце остановилось окончательно.

В 1960 году он уже оказывался на грани гибели, когда чистая случайность уберегла его от смерти во время взрыва на старте его первой баллистической межконтинентальной ракеты. Тогда погибли около ста человек, находившихся на стартовой площадке. Среди них были маршал Неделин, испытатели, конструкторы, сотрудники сразу нескольких конструкторских бюро, военные. Янгель тогда спасся только благодаря тому, что вышел покурить. Он остался жив, но память о трагедии навсегда засела в его сердце.

Секретная работа

Из-за того, что практически все проекты, над которыми он работал, были засекречены, его имя впервые появилось в прессе только на следующий день после смерти. По иронии, первым, что сообщили о нем миру, стала новость о его смерти. При жизни он был совершенно неизвестен, а после кончины к нему пришла запоздалая популярность, признание заслуг.

Разработанный под его руководством "блок Е" в результате оказался единственным элементом пилотируемой лунной программы Советского Союза, который удалось довести до ума. Часть работ, которые были возложены на Королева, реализовать не удалось. Спустя годы эти наработки не потеряли своей актуальности. Современники верят, что пилотируемые полеты на небесные тела еще впереди. Поэтому лунный модуль, разработанный Янгелем, еще, возможно, пригодится когда-то в будущем.

Создатель "Сатаны"

Ракета Сатана

В наши дни Янгель известен, прежде всего, как создатель советского стратегического комплекса ракет третьего поколения Р-36М. Американцы его окрестили Сатаной.

Это самые мощные из всех баллистических межконтинентальных ракет. Они не имеют аналогов среди зарубежных комплексов ни в одной стране мира.

Комплекс предназначен для поражения целей любого типа, даже защищенных современными средствами противовоздушной обороны. Он может применяться в боевых условиях даже при многократном ядерном воздействии.

Оценка заслуг

Награды и звания Михаила Янгеля подтверждают, что его заслуги были оценены по достоинству. Он был дважды героем Социалистического труда (в 1959 и 1961 годах), получил Государственную и Ленинскую премии.

Также имеет четыре ордена Ленина, медали, орден Октябрьской революции.

Память

Марка с изображением Михаила Янгеля

Сегодня хранится память о Михаиле Янгеле у всех, кто хоть как-то связан с космической отраслью. В поселке Березняки в Иркутской области открыт его дом-музей. В этом же регионе его имя носят школа, историко-художественный музей.

Имя Янгеля носит конструкторское бюро "Южное" с 1991 года. На Луне его именем назвали кратер и астероид, а также пик на Памире.

Имя конструктора носят улицы в Москве, Днепропетровске, Киеве, Виннице, нескольких населенных пунктов Иркутской области, Байконуре, Братске, Мирном, Красноармейском, Знаменском. На Серпуховско-Тимирязевской линии столичного метрополитена открыта станция "Улица Академика Янгеля". Бюсты ученому установлены на Байконуре, в Днепропетровске, а также на космодромах "Плесецк" и "Байконур".