Степень концентрации рынка: индекс Херфиндаля - Хиршмана

0
0

Если вы решите открыть собственное предприятие, то в первую очередь необходимо будет провести анализ конкурентов, чтобы понять с какими силами вам предстоит иметь дело. Конечно, стоит выбрать ту отрасль, в которой будет меньше барьеров. А их меньше там, где низкая степень монополизации рынка. Определиться вам поможет индекс концентрации Херфиндаля - Хиршмана. Именно о нем и пойдет речь в этой статье.

Концентрация рынка

Индекс Хирфендаля - Хиршмана наглядно демонстрирует степень монополизации рынка. Если представить весь рынок в форме большого пирога, то изучаемый нами показатель характеризует долю каждого участника. Именно это и называется концентрацией рынка.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана (или Герфиндаля-Гиршмана) был назван так в честь двух выдающихся экономистов (Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана), и используется повсеместно. При анализе рынка расчет индекса для компании играет важную роль: определяется величина барьеров в отрасли и степень монополизации рынка.

Методика расчета

Несмотря на свое сложное название и значительную нагрузку, которую несет в себе показатель, расчет индекса Херфиндаля Хиршмана провести нетрудно, если есть данные в полном объеме.

Формула в общем виде следующая:

Индекс Х - Х
  • HHI - индекс Херфиндаля — Хиршмана;
  • X2 - удельный вес предприятия на рынке;
  • n - общее количество производителей на рынке

Очевидно, что индекс Герфиндаля - Гиршмана - это сумма квадратов долевого участия каждого производителя на рынке. Доля берется в процентном соотношении. При рассмотрении монополистического или олигополистического рынка, определение показателя происходит гораздо легче, так как участников рынка не так много и их влияние определить проще. Но если новый производитель собирается войти в отрасль, где игроков в разы больше, процесс подсчета усложняется. Однако среди массы компаний, выпускающих свою продукцию, есть и те, чья доля настолько мала, что, в принципе, можно их даже не учитывать при расчете.

Для получения наиболее достоверной оценки концентрации рынка берутся данные по самым крупным игрокам-производителям, и затем собирается информация по менее значимым участникам конкуренции.

Основная задача

экономический спад

На самом деле индекс Херфиндаля - Хиршмана несет в себе важную информацию. Впервые его начали применять в Соединенных Штатах для определения антимонопольным комитетом степени монополизации рынка. За все это время экономистами не была разработана более идеальная модель, и поэтому индекс не теряет актуальности до сих пор.

Явным преимуществом показателя является возможность быстро реагировать даже на незначительные изменения на отраслевом и межотраслевом рынках. Учитывая то, что согласно формуле берется квадрат долевого участия, любое изменение поведения игроков приводит к увеличению или уменьшению индекса.

Стоит отметить, что при достижении абсолютного равноправия на рынке формула приобретает следующий вид:

HHI = 1/n,

где n - количество компаний-производителей.

Когда компания владеет 50% рынка, то создаются искусственные сложности вхождения в отрасль для других игроков, так как создавшаяся монополия диктует свои правила ведения торговли и полностью контролирует предложение товара-конкурента.

Максимальное значение

Из всего написанного можно сделать вывод о том, что при изменении количества игроков в меньшую сторону увеличивается их доля на рынке. В соответствии с этим еще в большей степени происходит рост показателя индекса Герфиндаля-Гиршмана (или Херфиндаля - Хиршмана). Отсюда вытекает следствие, что максимального значения индекс достигнет тогда, когда весь рынок будет принадлежать лишь одному игроку. Исходя из того, что его доля будет равна 100%, рассчитаем максимально возможное значение индикатора:

HHI = 1002 x 1 = 10 000.

Стоит отметить, что на практике такое значения индекса еще не встречалось.

Значение уровня индекса

Согласно проведенным исследованиям, возможны 3 основные категории, на которые делится рынок.

  1. Величина индекса находится в интервале от 1 800 - 10 000. Такие рынки с легкостью можно назвать монополизированными. Если на данном рынке происходит слияние, поглощение либо выход из отрасли, то во всех мероприятиях принимает участие антимонопольный комитет, который формирует решения о легальности совершенных сделок и пристально следит за возможностью правонарушений со стороны олигополий или монополий.
    антимонопольный комитет
  2. Если величина индекса попадает в интервал от 1 000 - 1 800, то такие рынки относятся к категории "с высокой степенью монополизации". Так же как и первая категория, находятся под пристальным наблюдением антимонопольного комитета. Все игроки, желающие попасть на этот рынок либо покинуть его, должны пройти массу юридических процедур, подготовленных антимонопольным комитетом.
    Высокая конкуренция
  3. Наилучший вариант для нового производителя, желающего войти в отрасль - это значение индекса, находящееся в интервале от 1 000 и меньше. В данном случае рынок считается конкурентным и не существует значительных барьеров, мешающих новому производителю завоевать собственную нишу. Поэтому чаще всего предприниматели выбирают ту отрасль, в которой данный индикатор принимает наименьшее значение.